Древняя псковская земля обладает богатейшей историей, которая во многом повлияла на становление России такой, какой мы знаем ее сегодня. Один из очагов русской культуры и стойкий хранитель рубежей страны – вот что такое Псков.
Псковщина – одна из самых древних земель, заселенных славянами. Согласно археологическим изысканиям, предки современных псковичей – племена кривичей – пришли на эту территорию около 6 века нашей эры. Первое же письменное свидетельство о Пскове встречается в «Повести временных лет», в которой летописец упоминает, что князю Игорю привели жену из Пскова, имея ввиду княгиню Ольгу.
Псков был одним из крупнейших и богатейших городов Древнерусского государства, так называемым «стольным градом» - то есть местом пребывания наместников княжеской семьи. При этом уже тогда псковичи отличались характерным для них свободолюбием. Формально подчиняясь Киеву, псковские князья постоянно стремились вести независимую политику, за что и поплатился в свое время князь Судислав, один из младших сыновей князя Владимира. Начиная с 12 века псковские земли перешли под управление Новгорода, которое сохранялось до 1348 года, когда была создана Псковская вечевая республика. В это время между Москвой и Тверью шла борьба за великое княжение, в которой Новгород был задвинут на задний план, потеряв влияние на Псков.
210 лет существования республики стали в псковской истории периодом расцвета. Активно развивались ремесла – ювелирное дело, ковка, в большом количестве строились великолепные храмы, в монастырях не покладая рук работали летописцы и иконописцы, многие из которых внесли огромный вклад в русскую художественную культуру.
Архитектурные жемчужины, мини-крепости и духовные защитники города — как только ни называют древние храмы Пскова. Столетиями они переживали пожары, осады и нашествия врагов, но все равно выжили
Начиная с 2002 года, предпринималось несколько попыток внести памятники древнего Пскова в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, первоначально в составе номинации «Великий Псков», включавшей в свой состав большое количество памятников, расположенных не только в Пскове, но и в Изборске и Выбутах. Также была попытка внести Псковский Кремль в составе серийной номинации «Кремли России»; в 2012 году эта заявка была отклонена.
Работа над новой номинацией, получившей название «Памятники Древнего Пскова», началась в 2015 году. В заявку вошли 18 объектов, расположенных в основном в историческом центре города. Но в 2016 и 2017 годах заявки Пскова отклонялись в связи с тем, что документация была представлена не в полном объёме. В 2018 году материалы были направлены вновь. Эта заявка была одобрена на 43-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Баку в июне-июле 2019 года, однако из 18 объектов одобрены для включения были только 10.
Из этих 10-и по трём объектам уже есть тайники.
Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, остатки колокольни, ворота и ограда
Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря
1. Церковь Георгия со Взвоза — православный храм периода Псковской республики в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XIX веков. Находится в Окольном городе на Георгиевской (Урицкого) ул., д. 1.
Церковь построена в Псковской республике в 1494 г. Церковь сооружена из известняковой плиты, обмазана и побелена.
В 1701 г. по указанию Петра I к древней стене Окольного города присыпана земляная батарея, которая сохранилась поныне; крепостная стена же напротив храма разобрана около 1860 г.
В 1786 г. по малолюдству и скудости прихода, приписана к Иоанна Богослова на Мишариной горе церкви, в 1808 г. — к храму Николы со Усохи, а в 1837 г. — отдана Псковской гимназии.
В 1825 г. разобран северный придел. 1831 г. — разобраны южный придел и звонница на южной стороне четверика, новую сложили над крыльцом притвора.
В 1862 г. храм вновь стал приписным, и с этих пор начался его упадок: крыша алтаря поросла кустарником, иконостас грозил падением.
В 1867 г. глава покрыта железом (вместо осинового лемеха), поставлен осьмиконечный крест. В 1879 г. богослужения прекратились, храм затворили. По почину Псковского губернатора М. Б. Прутченко храм обновлен.
В 1886 г. передана (на основании указа Псковской духовной консистории от 18 ноября 1885 г.) временно для служб православным латышам, в заведование прибывшему из Рижской епархии свящ. Георгию (Лучебулю). Богослужения отправлялись на двух языках: славянском и латышском.
7 мая 1887 г. для православных эстонцев и латышей при храме открыта церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства Святейшего Синода (на 1914 г. обучались 92 ученика обоего пола).
В 1898 г. церковь сделана самостоятельною. 1923 г. 5 октября — принято решение о закрытии церкви. 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.
В апреле 2009 г. стал приписным к храму Покрова и Рождества от Пролома. Настоятель — отец Владимир (Танцурин).
18 ноября 2011 г. состоялось заседание научно-методического совета при Государственном комитете Псковской области по культуре рассмотрен эскизный проект реставрации разработанный псковским филиалом института «Спецпроектреставрация».
В 2016 году храм отреставрирован и в настоящее время является действующим. С февраля 2016 года регулярно проводятся богослужения.
2. Церковь Василия на Горке (Храм святителя Василия Великого) — православный храм, памятник архитектуры XV—XVI веков, расположенный в Пскове. Церковь находится на Васильевской горке в Среднем городе, неподалеку от Октябрьского проспекта.
Октябрьский проспект, 5
Первый, деревянный, храм на месте нынешнего был сооружён в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьём Зрачкой (ныне засыпан). В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница, где находился так называемый сполошный колокол, поднимавший весь город в случае тревоги.
В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведён каменный храм. Конец XV века и XVI век — время расцвета, когда к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая Тихвинская икона Божией Матери.
С конца XVII века для храма, как и для всего Пскова начались времена упадка. В середине XVIII века звонница церкви была перестроена в колокольню, которая сохранилась до нашего времени. В 1786 году храм святителя Василия с Горки (в виду малочисленности прихода) был приписан к находящейся поблизости церкви Николы со Усохи. К началу 30-х годов XIX века церковь сильно обветшала, северный придел обрушился, был утрачен старинный иконостас и резной клирос.
В середине XIX века был произведён ремонт, изменивший древний облик здания, к концу столетия церковь была приписана к Крыпецкому монастырю и стала его подворьем, которое единожды в году посещал крестный ход, а всё остальное время церковь пустовала.
В 1921 году власть закрыла церковь для богослужений и превратила её в склад. В 1941 году, когда Пскова был оккупирован фашистскими войсками, церковь передали для богослужений общине старообрядцев Поморского согласия. В 1944 году северная часть храма была повреждена бомбой. Вторично храм закрыли для богослужений в 1947 году. После проведения ремонтно-реставрационных работ в нём разместили документы областного архива.
В 2003 году храм передали общине Русской православной церкви. Проведены ремонтно-реставрационные работы в ходе подготовки к празднованию 1100-летия упоминания Пскова в летописи. Были запланированы масштабная реставрация первоначального облика церкви, восстановление позакомарного покрытия, возобновление приделов святителя Алексея и святого Иоанна. 3 декабря 2003 года состоялось первое богослужение.
3. Церковь Николы со Усохи — православный кончанский храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Находится в Среднем городе. Советская ул., д. 19
Церковь была воздвигнута рядом с усохой — высохшим болотом или высохшей речкой.
Первое упоминание о каменной Никольской церкви относится к 1371 г.
Никольская церковь была центром Опоцкого конца (между рекой Великой и Великой улицей).
1535—1536 гг. обветшавший храм XIV в. сломан и на его месте поставлен ныне существующий.
По преданию «Грозный царь, в бытность свою в Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь…»
1780 г. Разобрана двухпролётная звонница. Построена колокольня у юго-восточной стороны.
1941—1944 гг. Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.
Реставрация
1945—1947 гг. По проекту арх. Спегальского Ю. П.
Разобрана колокольня кон. XVIII в. Восстановлено восьмискатное покрытие четверика.
1964—1966 гг. По проекту арх. Спегальского Ю. П. и Скобельцына Б. С. воссоздана звонница на северной стене.
4. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца — действующий православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVIII веков. Находится в Среднем городе на Советской (быв. Великолуцкой) ул., д. 18
Основана в 1339 г., согласно надписи на находящейся в церкви плите.
Храм сооружён из известняковой плиты, обмазан и побелён.
Являлась административным центром Городецкого конца Пскова.
«В лето 7121 (1613) месяца ноемврия в 8 день, на собор архистратига Михаила и прочих небесных сил безплотных освящен алтарь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и церковь во имя его архистратига Михаила…»
«в лето 7202 (1694) и 7203 (1695) году, при державе благоверных царех и великих князях Иоанне Алексеевиче Петре Алексеевиче всея Великие и Малыя и Белый России самодержцехъ и при святейшем кир Андриане архиепископе Московском и всея России и всех северных стран патриархе, а по благословению преосвященнаго Илариона, митрополита Псковскаго и Изборскаго, построена та жъ церковь архистратига Михаила вновь, внутрь и около обветшавыя места, и своды верхние, и глава железная лужена, и на главе крест золоченый из церковных доходов тое жь церкви прихожан Пскович посадских людей Никифора Иванова сына Ямского и старосты Гавриила Свечнина».
В 1863 г. поновлён иконостас главного храма.
В начале XX века была полковою церковью Енисейского пехотного полка.
С 1925 г. церковь — главный храм сторонников патриаршей православной церкви (Троицкий собор к тому времени был занят обновленцами). В 1929 г. она была переосвящена в кафедральный собор Архистратига Михаила.
5 июля 1936 г. кафедральный собор Арх. Михаила закрыт, а само здание церкви передано музею.
Во время оккупации храм открыт представителями Псковской Православной миссии.
В 1946—1948 гг. проведена реставрация церкви, во время которой частично удалены пристройки XIX в.
1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.
1995 г. — возвращен Русской православной церкви.
5. Церковь Богоявления с Запсковья — православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Церковь находится на Запсковье на правом берегу реки Псковы над Бродами. ул. Герцена, 7
Архитектурная композиция храма сложная, живописно-асимметричная: одноглавый, трёхапсидный четверик с притвором, галереями, двумя приделами: северного — во имя Трех Святителей и южного — во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя. К северо-западному углу примыкает крупная палатка на подклёте с четырёхпролётной звонницей XVI века.
1397 г. Первое упоминание церкви Богоявления в летописи. Являлась административным центром Богоявленского конца Пскова.
1495—1496 гг. На месте прежнего поставлен каменный храм, дошедший в основе до наших дней.
Храм закрыт в 1936 г.
30 августа 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.
16 июля 1999 г. газета «Новости Пскова» опубликовала открытое письмо, в котором в частности, говорилось: «…Культурная общественность Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга, специалисты по истории отечественной архитектуры взывают о спасении одного из символов древнего Пскова — церкви Богоявления с Запсковья.
Реставрация
1946—1953 годы. Под руководством архитектора Ю. П. Спегальского
1990-е годы. Под руководством А. К. Богодухова. Произведены противоаварийные, исследовательские и археологические работы.
2000—2009 гг. Проектные работы по восстановлению церкви начались в 2000 г. в рамках федеральной программы «Культура России». Работы велись ЗАО «Реставрационная мастерская» (начальник Макаров Е. М.) согласно проекту реставрации, разработанному институтом «Спецпроектреставрация» в 1991 г. Заказчик — Министерство культуры РФ. Пользователь — приход храма церкви Богоявления с Запсковья.
Заменена луковица центральной главы. Воссоздан южный придел (с сохранением фрагментов древней кладки) с барабаном и главкой с крестом (с превышением проектной отметки на 70 см). Северный придел разобран и воссоздан заново (с сохранением фрагментов древней кладки апсиды). Воссоздана заново южная галерея (включая юго-западный угол).
6. Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья — православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Находится на Запсковье на развилке улиц Леона Поземского и Герцена, в древности называемой Званницким крестом. ул. Л. Поземского, 7
Четырёхстолпный, трехапсидный (боковые апсиды прямоугольные) храм. Покрытие четверика восьмискатное. Приделы: северный — Св. Митрофания Воронежского (1833 г.), южный — Св. Саввы (1640 г.). Рядом находится отдельно стоящая звонница (пролёты звона утрачены). Постройки окружены невысокой оградой с воротами (два проёма: для прохода и проезда, верх ворот утрачен).
Сооружен из известняковой плиты, обмазан и побелен.
1458 г. Первое упоминание храма в связи с пожаром. 1462 г. Закладка нового каменного храма. Храм был административным центром Козьмодемьянского конца Пскова.
1507 г. Пожар на Запсковье. Взрыв зелья (пороха), хранившегося в приделе.
1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.
После Великой Отечественной войны до 2008 года в церкви располагалась переплётная мастерская.
14 ноября 2008 г. после долгих лет запустения в храме стали совершаться богослужения, совершён первый молебен.
На данный момент церковь находится на реставрации и огорожена забором и пока в тайнике не участвует, Вы можете её просто осмотреть. После реставрации будет введена в тайник.
7. Собор Иоанна Предте́чи (собор Ивановского монастыря) — православный храм в городе Пскове. Расположен на левом берегу реки Великой (на Завеличье), напротив Псковского кремля. Памятник расположен по адресу: ул. Горького, д. 1-а.
Построен на территории ныне не существующего Иоанно-Предтеченского монастыря в XII веке. На протяжении нескольких столетий являлся усыпальницей псковских княгинь. С 2007 года собор служит псковским подворьем загородного мужского Крыпецкого монастыря.
Представляет собой шестистолпный, трёхапсидный каменный храм с тремя шлемовидными главами, покрытый позакомарно. Здание имеет приземистые пропорции, выглядит вросшим в землю (из-за поднятия культурного слоя на 1,5 метра). Простота постройки подчёркнута почти полным отсутствием декора фасадов.
Дата постройки собора во имя Рождества Иоанна Предтечи неизвестна. Согласно преданию, Ивановский монастырь был заложен женой псковского князя Ярослава Владимировича — Ефросиньей Рогволодовной. Княгиня, в монашестве — Евпраксия, была якобы первой настоятельницей обители. Собор впервые упоминается в летописи под 1243 годом. Архитектор С. П. Михайлов высказал предположение, что собор был построен по распоряжению Всеволода вскоре после возведения новгородской церкви Ивана на Опоках. О таком предположении могут свидетельствовать архитектурные формы и почти полное совпадение размеров кирпичей двух храмов. В 1243 году Ефросинья была убита в Ливонии и захоронена в Ивановском соборе. Так, клировые ведомости XIX века сообщали, что «…церковь построена в лето от Рождества Христова 1247 благоверною княгинею Евпраксиею тёткой благоверного князя Довмонта». Храм упоминается в летописи под 1433 годом, когда в Пскове произошёл большой пожар: «…А за рекою в монастыри святого Иоанна от млния наполнися церковь пламени, и потемнеша иконы позлащенные…». В XVI—XVII веках Ивановский монастырь упоминался неоднократно. Многие монархи были вкладчиками обители. Так, в 1510 году великий князь Василий III жаловал монастырю несудимую грамоту, которая впоследствии подтверждалась царями Фёдором Ивановичем, Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем. В 1615 году монастырь был взят войсками шведского короля Густава-Адольфа, который пытался захватить Псков. В 1693 году во владении монастыря было 64 крестьянских и бобыльских дворов. К 1743 году обитель пришла в упадок: в ней проживало пятеро сестёр. К 1763 году относится детальное описание монастыря: «церковь Рождества Иоанна Предтечи холодная, каменная, трёхглавая с каменной же колокольней, на которой висело два больших и два маленьких колокола. При ней — придельная тёплая церковь, одноглавая, тоже каменная, во имя апостола Андрея». Остальные строения монастыря, за исключением каменных погребов, оставались деревянными. В начале XIX века в монастыре развернулось строительство. В 1805 году была возведена каменная ограда, перестраивались хозяйственные постройки и кельи. В 1816 году иконостас был вызолочен, а прежде плитяной пол стал деревянным. В 1840 году собор был подвергнут серьёзным изменениям: одни окна для лучшего освещения были растесаны, а другие (в центральном барабане) — полностью заложены. Пластика интерьера была искажена нанесением на все конструкции толстого слоя штукатурки. В 1845 году на средства купца А. А. Дерябина был разобран обветшалый Андреевский придел, и на его месте построен новый. В 1872 году были переделаны царские врата, позолочен иконостас.
Ивановский собор в течение нескольких веков служил местом захоронения псковских княгинь (в синодике собора было записано 10 княгинь-монахинь), среди которых: Мария Дмитриевна (в монашестве Марфа) — жена князя Довмонта, Наталия — невестка Довмонта.
XX век
В 1912 году собор был впервые обмерен. Постановлением Президиума исполнительного комитета Псковской губернии от 16 сентября 1923 года монастырь был закрыт. Здания монастыря были переданы заводу «Пролетарий». В придельной церкви разместился клуб. В марте 1924 года с собора были сняты колокола и отправлены на переплавку. В марте 1925 года собор был передан для расширения клуба «при условии не нарушения стиля и архитектуры здания». Летом 1925 года было выдано разрешение уничтожить кладбище монастыря.
Во время Второй мировой войны собор пострадал (от пожара в 1944 году во время боёв за освобождение Пскова), но не очень существенно. В 1946 году проведена «разборка завалов и очистка от мусора». В 1948 году были установлены подошвы к крайним западным столбам, тело столбов забрано в рубашки из железобетона, заведены и заанкерены металлические хомуты в западной стене храма. После разборки Андреевского придела на северном фасаде установлены лопатки, как на южном фасаде. На западной стене, в средней закомаре было восстановлено окно. В 1948—1950 годах П. Н. Максимовым были проведены крупные работы по реставрации памятника по его спасению и выведения из аварийного состояния. При этом, они коснулись в основном «фасадной» части собора. В ходе работ были восстановлены шлемовидные главы и позакомарное покрытие, раскрыты все проёмы главного барабана, а на месте растёсанных в XIX веке окон восстановлены щелевидные окна. После восстановления собора в конце 1940-х — начале 1950-х годов он долгое время использовался поначалу как склад угля, а потом как склад бумаги областной типографии. В 1978 году при проведении реставрационных работ внутри собора в нише был обнаружен клад из 70 вещей.
27 декабря 1990 года храм передали Псковской епархии. В 1990-е годы проводились ремонтные работы и перепланировка притвора. В феврале 2007 года собор Иоанна Предтечи был передан для учреждения подворья Иоанно-Богословскому Савво-Крыпецкому монастырю.
Для очертания плана постройки характерна грубость и нерегулярность. Имеет место кривизна линий и поверхностей. Здание имеет приземистые пропорции. Неодинаковая ширина прясел и закомар делает ритм этих элементов менее строгим. Простота постройки подчёркнута почти полным отсутствием декора фасадов. Культурный слой вокруг здания составляет 1,5 метра. Пол внутри собора находится на отметке ниже современной дневной поверхности на 0,7 м. В храме сохранились остатки фресок. В одном из окон круглой формы сохранилась древняя оконница. По строительной технике и формам архитектуры, постройка относится к первой половине XII века, скорее всего к 1130—1140-м годам. Здание уцелело во всех основных частях. Более поздние пристройки мало изменили первоначальный облик. Реставрирован в 1949—1950 годах. Исследовался в 1978—1979 годах.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: