Описание окружающей местности

В границах музейного комплекса «Сталинградская панорама», включающего в себя множество единиц техники артиллерийской, самоходной, танковой, авиационной – особняком стоит фронтовой поезд – «Воинский эшелон».

РЖД и здесь не смогла консолидироваться с общенародным памятником и выкатила свой отдельный.

Посетив сие место вместе с авторами замечательного пошагового тайника «Сталинградская панорама», решили, что Фронтовой поезд достоин отдельного описания.

Как большой любитель всего, что может передвигаться по рельсам, облазил весь состав и докладываю Вам, что, посетив Фронтовой эшелон, Вы увидите квинтэссенцию. То есть, конечно же, настоящих фронтовых поездов в таком составе просто не существовало. Просто здесь РЖД постарались представить нам «3 в 1» - как выглядели Фронтовые эшелоны тех огненных времён… 

1. Паровоз серии Эр – рабочая фронтовая лошадка. Пусть ходовая скорость – всего 65 км/ч, но способен был таскать любые составы – и грузовые, и санитарные. И ещё у него была изюминка: благодаря мастерству конструкторов – он был, в отличие от других серий советских паровозов, очень живучим.

2. Классный вагон, переделанный в санитарный

Сестра, ты помнишь, как из боя
Меня ты вынесла в санбат?
Остались живы мы с тобою
В тот раз, товарищ мой и брат...


Эта песня звучит в одном из лучших фильмов о Великой Отечественной Войне "На всю оставшуюся жизнь", снятом в 1975 году по повести Веры Пановой «Спутники». Фильм рассказывает о санитарном поезде в годы Великой Отечественной Войны. Уже на третий день войны НКПС дал указание дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов. За годы войны объем перевозок по эвакуации раненых составил 11863 поезда. Тысячи советских солдат обязаны своей жизнью работе этих поездов, вывозивших раненых с фронта в тыловые госпитали. К сожалению, вагонов санитарных поездов той поры почти не сохранилось до наших дней. 

Один из них Вы сможете увидеть в Волгограде, в составе Фронтового поезда. Такой вагон, переделанный из обычного классного, отличался тем, что каждое купе было переоборудовано: вместо двух пассажирских и одной багажной полки в линии для размещения трёх полок с креплениями для носилок. В экстренных случаях при большой наполненности можно было добавлять дополнительные носилки с ранеными, крепящиеся на специальных ремнях между стационарными полками. Либо перегородки между купе вообще сносились, вагон делался однопространственным, и вдоль стен подвешивались складные трёхъярусные койки. Это позволяло оперативно снять любого раненого и переместить его в вагон-операционную. 

Вообще-то, медицинский эшелон (военно-санитарный поезд) – это было самостоятельное отдельное отдельное подразделение, включающее в себя не только вагоны для транспортировки раненых, но и вагон-кухню, банно-прачечный вагон, вагон с операционными и реанимационным блоком, вагон для отдыха и проживания персонала… 

3. НТВ -  Нормальный Товарный Вагон. В просторечии просто – «теплушка». Да-да, тот самый: «8 лошадей, 40 людей». Удобен был тем, что очень быстро мог быть переоборудован для любых нужд перевозок. Для людей – мгновенно ставились трёхъярусные нары. Для лошадей – 8 стойл. Ну, а для грузоперевозок – просто весь объём вагона заполнялся воинскими грузами. Случались даже полуварианты: пол-вагона – 20 человек, пол-вагона – 4 лошади!

 Печально известен массовым использованием не только для  для перевозки войск, но и депортируемых народов, беженцев и заключённых в период с 1870-х до начала1950-х годов.

4. Цистерна для жидкостей. Такие вагоны СССР начал производить в 1931 году, до этого используя дореволюционные, оставшиеся «в наследство». 25 кубометров жидкости – и вперёд! Правда, существовало два типа таких цистерн: с одинарной и двойной стенками (двойная использовалась для перевозки легкоиспаряющихся жидкостей типа спирта). 

Вот и закончили мы обход Фронтового эшелона.

А ещё рядом с ним установлены паровозная колонка для заправки паровозов водой, и настоящий семафор.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться