75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается
Стремительное наступление немецко-фашистских войск летом 1941 года очень быстро докатилось до Ленинграда. В тот период главной задачей было остановить врага, не дать ему продвинуться дальше. Как известно, 8 сентября 1941-го началась блокада города на Неве. Западнее Ленинграда, в районе Ораниенбаума, Красная армия удерживала небольшой участок суши размером всего по фронту около 65 километров и 20 километров в глубину. Все попытки гитлеровцев сломить сопротивление не увенчались успехом. Это был стратегически важный участок обороны, он прикрывал от врага не только Ленинград, но и Кронштадт, и северное побережье Финского залива, охранявшие город с моря. Ораниенбаум оказался в двойном кольце блокады: с суши его обступили фашисты, а с севера его отделял от Большой земли Финский залив. Вместе с красноармейцами здесь оставались мирные жители. Им тоже предстояло в годы осады не только бороться, но и выживать.
Известная Дорога жизни, проходившая по Ладожскому озеру и снабжавшая город в блокаду сыграла важнейшую роль в борьбе Ленинграда. Но по Финскому заливу пролегла еще одна дорога - Малая дорога жизни. Начиналась она в районе поселков Лисий Нос и Горская и двумя нитками шла до северного побережья острова Котлин (Кронштадт). Затем из Кронштадта трасса шла до Ораниенбаума и Красной Горки. По ней перевозились грузы с мукой и вооружением. Пока лед не встал, снабжение осуществлялось катерами. Когда наступила зима, создали ледовую трассу.
По приказу командующего Балтийским флотом В.Ф. Трибуца от 8 ноября 1941 г. началась разведка трассы. 17 ноября ледовая разведка под руководством Н.П. Клюева (гидрограф, начальник Кронштадтского отряда ледово-дорожной службы) разметила будущую дорогу, а ночью 20/21 ноября этой дорогой прошли первые войска — 4 батальона — из Кронштадта в Лисий Нос и далее в Ленинград. При прокладке дороги использовался опыт, накопленный в финской войне, когда через залив переправляли не только войска, но и танки. Но это был только эпизод. Теперь же требовалось организовать постоянную непрерывную переправу на несколько направлений. Но первоначально — в ноябре — действовали только 2 направления — в Лисий Нос и Малую Ижору. С декабря стали доступны и острова Сескар, Лавенсаари и Гогланд, а также форты. Отправной точкой ледовой части дороги на острова Сескар и Лавенсаари был Шепелевский маяк.
17 декабря 1941 года из Малой Ижоры, что в шести километрах западнее Ораниенбаума на лед Финского залива вышла автоколонна из шести машин взявшая курс на Лисий Нос. Расстояние в 37 км машины преодолевали 6 часов. Так начала действовать ледовая дорога, связывающая блокадный Ленинград и Ораниембаумский плацдарм.
В годы блокады Лисий Нос, Кронштадт и Ораниенбаум вопреки всему продолжали жить и бороться.
В конце марта 1942 года началась подготовка к организации движения по Малой Дороге жизни по воде. Был отремонтирован пирс, проложена железная дорога нормальной колеи от станции, а по самому пирсу проложена узкоколейка. Несколько позже из-за увеличения объемов движения были построены дополнительные пирсы.
Если пройтись по Морскому проспекту в районе Мариинской улицы, можно увидеть едва заметную просеку в сторону побережья. Разбитая дорога идет через железнодорожное полотно и, петляя, упирается в покосившиеся изгороди с грозными надписями: «СТОЙ! Проход и проезд запрещен». За соснами не видны ни полуразрушенное здание старого арсенала и пирс. Сегодня это, мягко говоря, не самый ухоженный уголок Лисьего Носа, а между тем здесь и начиналась Малая дорога жизни.
По бездействующей сегодня железнодорожной ветке приходили с огромным трудом доставленные по ладожской Дороге жизни через осажденный Ленинград грузы. Их перегружали на катера или машины, и по Финскому заливу караваны шли в Ораниенбаум и Кронштадт. Обратно велась эвакуация мирных жителей.
В блокированный Ораниенбаум теперь везли не только хлеб, но и солдат и вооружение. Крошечный участок непокоренной врагом земли, прежде называвшийся в военных сводках пятачком, стал официально именоваться плацдармом. Фашисты не знали, что именно здесь их ждет крах.
О Малой дороге жизни до сих пор практически мало известно. На то есть и объективные причины: в годы блокады трасса по Финскому заливу из Лисьего Носа в Кронштадт и Ораниенбаум проходила под самым носом у фашистов и работала под грифом «секретно».Она была настолько засекречена, что фашисты так и не смогли понять ее истинное назначение.
В ноябре-декабре 1943 г. по ней проходила переброска войск 2-й Ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм. 2-я Ударная армия первой нанесла удар по немцам в январе 1944 г.
Переброска осуществлялась в тяжелых осенне-зимних условиях. Погода была теплая, лед замерзал плохо и был ненадежен, и в ночном мраке, с потушенными огнями, сквозь льдины упорно пробивались обледенелые корабли с баржами на буксире, от Лисьего Носа, вдоль восточной оконечности острова Котлин. Перевозками руководил командующий Кронштадтским оборонительным районом контр-адмирал Г.И.Левченко. Задача скрытной переброски войск была успешно решена. Пристань в Лисьем Носу в дневное время выглядела пустынной. Перебрасываемые части маскировались в лесополосе, дубовых рощах, под прикрытием маскировочной сетки. В дневное время на берегу запрещались какие-либо перемещения.
С наступлением темноты пристань оживала. Подходили корабли, на них грузилась боевая техника и солдаты. Каждую ночь в Ораниенбаум приходило по десятку больших кораблей. Они за ночь разгружались и возвращались обратно. Одновременно из поселка Горская в Кронштадт пешком и на машинах двигались солдаты и техника. К 22 января все перевозки были осуществлены. Всего было переправлено пять стрелковых дивизий (11, 43, 90, 131, 196), 2300 автомашин и тракторов, 214 танков, 700 орудий и минометов. Перевозки удалось совершить в точно намеченный срок и практически без потерь.
Сейчас на месте высадки с кораблей Балтийского флота 2-й Ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм установлен мемориал.
Именно с Ораниенбаумского плацдарма началась военная операция «Январский гром», благодаря которой 27 января 1944 года состоялось полное освобождение Ленинграда от вражеской осады. Этот день навсегда вошел в историю как день ленинградской победы.
Дорога жизни по льду Финского залива выполняла ту же функцию, что и Ладожская - и действовала дольше -три блокадных зимы, прекратила свое существование в июне 1944 г.
Сейчас на том месте, где начиналась Малая дорога жизни установлен памятный монумент "Дорога мужества". Солдат в зимней шинели и ушанке в вытянутой руке держит фонарь. У него за спиной - мешки с мукой. У подножия монумента надписи: «Лисий Нос», «Кронштадт», «Ораниенбаум». Рядом барельефы, изображающие четыре эпизода войны.
Монумент был открыт в 2015 году. Автор памятника - скульптор Виктор Новиков, в ранней юности переживший блокаду в Лисьем Носу. Ему помогал ученик - скульптор Андрей Поляков. Посвящен памятник защитникам Ленинграда, организовавшим в годы блокады бесперебойную связь с Кронштадтом и Ораниенбаумом через Лисий Нос.
Можно также посмотреть документальный фильм, который посвящен Малой дороге жизни.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: