В 1896 году Санкт-Петербургский предприниматель Р. К. фон Гартман получил для своей «Финляндской компании лёгкого пароходства» концессию на строительство в Нижнем Новгороде двух линий электрического трамвая, не связанных между собой: Верхнебазарной и Нижнебазарной. Фон Гартман предложил добавить к ним ещё и два фуникулёра и, таким образом, соединить линии трамвая друг с другом. Городская дума приняла это предложение, 16 мая 1895 года с фирмой был подписан «Основной городской трамвайный договор», а 21 июня 1896 года было пущено пробное движение по обеим линиям.
Предчувствуя наплыв гостей на Всероссийскую промышленную и художественную выставку, фон Гартман немедленно приступил к строительству. Всего было построено два фуникулёра. Или, как их привыкли называть нижегородцы – элеватора: Кремлёвский и Похвалинский.
Но если Похвалинский элеватор имел стандартный по тем временам электрический привод, то на Кремлёвском элеваторе было применено уникальное инженерное решение – гидропривод.
Две пассажирские кабины имели внизу под пассажирскими салонами танки-резервуары для воды. В момент нахождения кабины на верхней станции резервуар заполнялся водой, и кабина под собственным весом спускалась вниз по рельсовому пути, в то время, как кабина с нижней станции с пустым танком в полном соответствии с "правилом простого равноплечего рычага." поднимала наверх пассажиров.
Прибыв на нижнюю станцию, вода из вагона элеватора сливалась; в то время как в прибывший на верхнюю станцию вагон вода заливалась. И снова – вверх-вниз.
Пассажирские кабины Кремлёвского элеватора имели две каюты: для сидячих и стоячих мест. То есть, вагон был разделён перегородкой на два класса. Стоил подъём или спуск достаточно дорого, и позволить его себе могли только люди состоятельные. Так, в салоне I класса за проезд нужно было заплатить 5 копеек, во II классе – 3 копейки. Но стоит отдать должное тогдашней социальной политике Нижегородской администрации: на элеваторе действовал льготный тариф для учащихся: три копейки в сидячей каюте и бесплатно в стоячем отделении. А полицейские и почтальоны ездили вообще бесплатно согласно Уставу.
Кремлёвский элеватор исправно проработал до 1926 года. В том году проложили новые трамвайные пути вдоль Зеленского съезда и Лыковой дамбы, и надобность в фуникулёре пропала. А жаль.
Сейчас можно лишь посмотреть на фантомные остатки пути и руины стен, поддерживающих уникальное сооружение – единственный фуникулёрный тоннель ( в верхней части, под Кремлёвской стеной).
Следуя своей доброй традиции: при встрече и личном знакомстве с добрыми хорошими геокэшерами создавать тайник на память о встрече – этот тайник основан вместе с игроком Natic на память о нашей встрече в нижнем Новгороде двух кэшеров из Москвы и Самары.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: