Этот тайник открывает серию тайников, посвященных обороне Севастополя в годы Великой Отечественной войны, а конкретно четырем рубежам обороны!!!
К началу Великой отечественной войны Севастополь, защищенный с моря береговыми батареями, практически не имел сухопутных оборонительных укреплений. Угроза Главной базе флота с суши считалась маловероятной, однако, не исключалась возможность высадки воздушного десанта противника. История строительства новых укреплений вокруг Севастополя началась 16 января 1940 года с директивного письма Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова, которое называлось: «О мерах по сухопутной и противодесантной обороне на морских театрах». Традиционно принято считать, что рубежей было три, но всего вокруг города велось строительство четырех оборонительных рубежей: Дальний (Альминский) на расстоянии 30-40 км от города; Передовой – 20-25 км от города; Главный – 10-15 км от города; Тыловой– 5 км от города. К началу обороны города ни один из рубежей не был сплошным и ни один из них не был готов. В наивысшей степени готовности находился Тыловой (противодесантный или противотанковый) поскольку к отражению десантов начали готовиться в первую очередь.
Итак, Дальний рубеж. Еще в октябре 1941 года Дальний рубеж был намечен по линии: Хайто (Тыловое), Байдарские ворота, высота 735,7 Скеля (Родниковое). Саватка, Бага, Укуста, Коклюз, Ени-Сала, Керменчик, Бахчисарай, Казан-Таш, Биюк-Яшлав (Репино), Азек (Розовое), Тарханлар, Бурлюк (Вилино), Альма-Тамак (Песчаное) до устья р.Альма. Строить рубеж начали на трех участках. Первый - от скатов горы Казан-Таш, в районе современного села Ароматное до глубокого оврага, поперек ж/д путей и шоссе в 4 км перед Бахчисараем. Второй участок строительства - район памятника Альминскому сражению (с.Вилино). Третьим участком строительства стали перевалы Байдарской долины. Построить рубеж, длиной почти 100 км, имеемыми силами, в сложных рельефных условиях, без техники, было нереально. Что же было сделано на рубеже? В районе Бахчисарая, на высотах вдоль р.Альма, были отрыты окопы, землянки, частично заминировано предполье... Симферопольское шоссе перерезал противотанковый ров, были отрыты окопы в районе Байдарских ворот.
Какие части находились на Дальнем рубеже 1 ноября 1941 года?
На самом левом фланге боевое охранение нес батальон Местного стрелкового полка, далее вдоль Альмы по левому ее берегу - три батальона учебного отряда Черноморского флота (два батальона Электромеханической школы и батальон Объединенной школы). По плану контр-адмирала Г.В.Жукова правее батальонов Учебного отряда позиции должны были занимать номерные батальоны морской пехоты (15, 16, 17, 18 и 19-й).
Но к 1 ноября 1941 года встать на этот рубеж успел только 16-й батальон морской пехоты. Перед выброской батальона велась разведка и стало известно, что ж/д станция Альма (с. Почтовое) занята противником, полотно железной дороги разобрано, а на высотах установлены артиллерийские батареи, которые перекрыли шоссе Симферополь-Севастополь. Разведка выяснила, что участок Дальнего рубежа перед Бахчисараем еще не занят противником, и есть возможность попытаться занять рубеж. Для того, чтобы ускорить переброску батальон выдвинули по железной дороге и высадили в 4 км перед Бахчисараем, как раз в районе ответвления современной дороги к селу Репино. Высадившись, батальон перекрыл почти всю долину, в районе г. Казан-Таш, перехватив железную и шоссейную дороги, но локтевой связи с соседями слева (батальоны учебного отряда) не было, справа соседи отсутствовали, в принципе. Правый фланг батальона опирался на глубокую балку, выходившую к высоте Караул-бурун. Выгружались из поезда быстро, прыгая прямо на пути. В лощинке стояли автомашины, спрятанные в ямах, закиданные ветвями. Рядом с дорогой стояла зенитная 76-миллиметровая пушка в круговом окопчике, а рядом ящики со снарядами. Не было сплошной линии траншей, никаких дотов, бетонных бункеров, ходов сообщения. Хорошо оборудованным был только командный пункт, сложенный из больших камней на цементном растворе.
Батальону была поставлена задача прикрыть подступы к Бахчисараю и задержать немецкие части, рвущиеся к Севастополю.
16-й батальон морской пехоты был сводным, общую его численность удалось довести до 1156 человек. Ночью батальон получил подкрепление в виде расчетов бронепоездов "Войковец" и "Орджоникидзевец", которые отошли от станции Шакул (Самохвалово) после подрыва бронепоезда.
Утром, 1 ноября произошел жестокий неравный бой батальона с моторизованной колонной гитлеровцев, усиленной артиллерией и танками. Боестолкновение немецких частей с 16-м батальоном морской пехоты было неожиданным для обеих сторон. И обе стороны понесли серьезные потери.
Бой начался около 7 часов утра. По воспоминаниям очевидцев, картина была следующей: мотоциклетная разведка немцев с двумя транспортерами была обстреляна станковым пулеметом, расположенным у шоссе в деревоземляном укрытии. Его поддержал второй пулемет, установленный посреди поля между шоссе и железной дорогой. Немцы, укрываясь за транспортерами, скрылись в обратном направлении. Один транспортер и два немецких мотоцикла сгорели. После этого, спустя примерно полчаса, на шоссе появилась колонна, в составе которой двигались три танка. Танки вышли на поле, и двинули по направлению к окопам. За ними двигалась пехота. Подойдя в упор к пулеметным гнездам, танки расстреляли их в упор…
Из воспоминаний Анохина: " Всю ночь копали окопы на холмах по обе стороны от дороги. Немцы появились неожиданно. Дело так было: под утро я задремал, и был разбужен тремя выстрелами и звуком длинной очереди из пулемета. Подскочил, протер глаза, гляжу, а по дороге ползет длинная колонна машин. Впереди двигался колесно-гусеничный броневик с пулеметом на крыше, именно он и вел огонь.... Опомнились и наши, откуда-то слева оглушительно застучал ДШК, ему вторил чуть тише "Максим" на правом фланге. Пули хлестнули по колонне, и из грузовиков посыпались фрицы.... Слева и справа от колонны, обходя ее и прикрывая грузовики, вышли три танка, но, дойдя до противотанкового рва, вынуждены были остановиться. Передовой броневик продолжал поливать нас огнем из пулемета. В этот момент броневик окутало яркое огненное облако. Это кто-то из огнеметчиков, из взвода Саши Баранова выстрелил из ранцевого огнемета. Все происходило совсем близко, метрах в пятидесяти. Из броневика выпало две темных, объятых огнем фигурки, и стали корчиться у гусениц. Они даже не кричали, они по-звериному рычали, потом застыли, сначала один, потом второй. Заглядевшись на смерть врага, я пропустил, что-то важное в ходе боя. Мою роту обошли две бронированные машины, из которых посыпалась пехота. Они прошли там, где ров был не достроен. Одновременно, противник прорвался в центре нашей позиции, пришлось отходить к старому земляному укреплению. Отступать по пахоте было трудно, в спину нам били немецкие пулеметы, многие не выдержали и побежали. Самые большие потери мы понесли именно при отступлении, убегая от пулеметов, бивших нам в спины".
Наступающие части противника рассекли позиции моряков надвое. Часть батальона начала отход по балкам к г. Караул-Бурун, другая часть отходила назад к Бахчисараю. Одна группа, пройдя по горным дорогам, соединились с частями отступающей Приморской армии и вернулись в Севастополь спустя восемь дней. Вели колонну через горы два парашютиста, родом из Севастополя, их имена, к сожалению, установить не удалось. Из воспоминаний Лемешева: " ...Шли только ночью. Во главе колонны шли человек двадцать парашютистов, уцелевших в атаке, вели нас два парня из Севастополя, которые знали местность, и пожилой грек из деревни Лаки (греческая деревня Лаки была сожжена вместе с жителями, за помощь партизанам). Подойдя к шоссе, в районе Ялты все залегли, идущие впереди моряки долго наблюдали за войсками, движущимися по дороге. Минут через десять по колонне пронеслось: "Наши!" Это были действительно наши. Вышло нас человек двести, далее шли мы уже вместе с бойцами-приморцами."
Вторая группа, отступив в Бахчисарай, дала фашистам отчаянный бой в районе железнодорожного вокзала, после чего ушла к позициям батальона курсантов Севастопольского военно-морского училища береговой обороны им. ЛКСМУ, занимавшего оборону к юго-западу от Бахчисарая на высотах Эгиз-Оба. Там она вошла в подчинение командованию курсантского батальона и заняла позиции на высотах левого берега р. Кача, перекрыв переправу на реке и грунтовую дорогу между селами Кош-Демерген (ныне - Предущельное) и Тиберти (ныне – Тургеневка), продержавшись три дня…
Примерно треть бойцов батальона числятся пропавшими без вести...
В этом бою батальон задержал продвижение немецких войск на пять часов. Был ли шанс 16-му батальону удержать позиции? В батальоне было чуть больше тысячи бойцов, его фронт обороны составлял около 2,5км. Довольно много для одного батальона. Плюс к этому, батальон не поддерживался артиллерией и собственной артиллерии не имел. Т.е. шансов удержать позиции у батальона почти не было. Следствием потери этого рубежа стало то, что для немцев открылась дорога вдоль р. Кача (современная дорога Бахчисарай-Кача), абсолютно не прикрытая советскими частями.
На поле боя, где произошло первое боестолкновение 16-го батальона морской пехоты, после его отступления остались незахороненными убитые бойцы-краснофлотцы и их командиры. Пулеметное гнездо, в котором стоял пулемет, выгорело полностью, и выглядело как яма, наполненная золой. Через несколько дней, когда передовые немецкие части ушли к Севастополю, группа пожилых жителей Бахчисарая, с опасностью для жизни (в городе уже установилась оккупационная власть) произвели захоронение павших советских воинов. Захоронили погибших там же в поле на небольшой глубине в 50 см. Видимо патриоты верили в скорое освобождение от фашистов и достойное перезахоронение павших воинов. Однако время распорядилось иначе… Благодаря воспоминаниям Александра Дмитриевича Сандулова - ветерана партизанского движения в Крыму, Заслуженным архитектором Республики Крым, Почетным гражданином города Бахчисарая Валерием Борисовым было определено место захоронения павших советских воинов в районе боя 1 ноября 1941 года и с помощью организации «Севастопольское объединение поисковых отрядов «ДОЛГ» в июле 2017 года были проведены раскопки. По результатам раскопок поисковой экспедицией были обнаружены останки семи павших советских воинов. По найденным сохранившимся знакам различия на фрагментах военно-морской формы установлено, что в месте захоронения покоились: старший лейтенант, лейтенант, политрук, курсант 1-го курса - военные моряки, красноармеец, два неизвестных. При них обнаружены: кобура и магазин от пистолета «ТТ», остатки поясных форменных ремней (офицерский и матросский), поясные подсумки (патронные сумки) для винтовки Мосина, двое часов (карманные и ручные), перьевая ручка, две опасные бритвы, карманное зеркальце, мыльница с достаточно хорошо сохранившимся туалетным мылом, три перочинных ножа, советские монеты, военно-морские пуговицы, фрагменты форменной одежды, по которым установлены воинские звания нескольких погибших воинов. На одном из останков, который идентифицирован по сохранившемуся фрагменту нарукавного знака различия, как политрук, найдена капсула солдатского медальона, внутри которой находился… незаполненный вкладыш. Холодное и огнестрельное оружие в захоронении отсутствовало. В метрах 25-ти от места погребения поисковиками обнаружен глубокий блиндаж с перекрытием из железнодорожных рельсов. После его вскрытия на дне были выявлены ржавые фрагменты боезапаса, истлевшие бревна опор. В целом экспедиция нашла очень ценный исторический материал и раскрыла еще одну неизвестную ранее страницу истории Великой Отечественной войны, в частности, 16-го батальона морской пехоты Черноморского флота, стоявшем 1 ноября 1941 года на острие немецкого удара, направленного на Севастополь.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: