Его судьба— это во многом судьба России, во многом игра на грани возможного и невозможного.
Он появился на свет в праздник, в Светлую среду. Был первенцем великих князей и в 7 лет был провозглашен наследником престола. Однако венчался на царство только спустя 30 лет, а по случаю коронации объявил большую амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания. И понеслось – упразднил цензурный комитет, отменил крепостное право, отделил судебную власть от исполнительной, законодательной и административной, основал три университета, перевооружил армию и отменил телесные наказания, закончил Кавказскую войну и учредил Государственный Банк. Современники отмечали, что в последние годы жизни он был на грани нервного срыва, имел усталый и раздраженный вид. Пожалуй, это неудивительно – реформы буксовали, а пять покушений не добавляли ни оптимизма, ни здоровья.
Впрочем, хватит загадок! И так понятно, что речь идет об Александре Втором.
В конце августа-начале сентября 1871 года он побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Саратове. Но особо государя ждали в Самаре. 29 августа император Александр Второй сошел с трапа парохода. У сооруженных к его приезду триумфальных ворот, украшенных гербами Самары и уездов, цветами, снопами пшеницы и надписью из дубовых веток: «Здравствуй, царь-освободитель!», его встречали руководители губернии и города, духовенство, именитые граждане. Но это не было помпезное, протокольное мероприятие. Царя-реформатора, царя-освободителя в народе искренне любили. Государя повезли показывать сооружаемый кафедральный собор (сейчас на этом месте Самарский академический театр оперы и балета). Самарские купцы попросили царя положить камень в строящийся храм. Приготовили белый прочный камень, вытесанный в форме кирпича, серебряный молоток, лопатку. Александр II аккуратно положил камень в стену. Как рассказывает краевед Александр Завальный: «Когда венценосный гость Самары стал возвращаться с площади, толпа, окружавшая государя, была в таком умилении, что мужчины снимали с себя верхнюю одежду, а женщины — платки, и они бросали это под ноги государю в надежде, что одежды коснется стопа обожаемого монарха, и одежда хранилась в их домах как семейная реликвия. Восторг самарцев, встречавших Александра II, был исключительный. И, я думаю, неподдельный. С этим царем люди справедливо связывали и освобождение от крепостного права, и те реформы, которые вдохнули новую жизнь в российское и самарское общество». Разумеется, такая любовь к государю получила материальное воплощение – памятник императору на Алексеевской площади, тогда центральной в городе. Конечно, в финансировании этого строительства участвовали и крупные благотворители, и рядовые горожане. Тем более, что памятник был заказан одному из лучших российских скульпторов Владимиру Шервуду. Памятник был открыт в августе 1889 года. Десятиметровый и многотонный монумент был лучшим памятником Александру II во всем Поволжье. Гордый взор венценосца в фуражке и в небрежно накинутом на плечи форменном пальто был устремлен на Волгу. На тот момент это был единственный монумент в Самаре. На гранитном постаменте возвышался памятник Александру II, окруженный фигурами, символизирующими главные достижения его царствования. Это черкес, ломающий шашку (символ покорения Кавказа); болгарка, благодарившая царя за освобождение своей страны; среднеазиатская женщина, сбрасывающая чадру, и русский крестьянин, осеняющий себя крестным знамением. Памятник был так красив и так много значил для города, что даже большевики, когда пришли к власти в семнадцатом году, не посмели сразу уничтожить его. Хотя в других городах они довольно быстро расправлялись с монументами, напоминающими о «проклятом царском прошлом». В Самаре памятник просто забили досками. И когда чехословацкие легионеры в июне 1918 года вошли в город, самарцы первым делом ринулись освобождать памятник. Для них он был символом всего, на чем держалось российское государство. И только после ухода Народной армии и чехословацких легионеров большевики устроили расправу над памятником. Он довольно быстро исчез с пьедестала, и на его место стали водружать маленькие композиции, изображающие революционных вождей, пропагандирующие борьбу труда с капиталом, государственные праздники. Так было до 1927 года, когда место императора занял вождь мирового пролетариата. Это был типовой памятник скульптора Манизера. Такие же ставились и в других городах. И главное, памятник поставили на постамент, который был слишком велик для этой скульптуры. Памятник Александру II был гораздо выше. Поэтому Ленин на постаменте – какой-то коротышка. И сразу видно, что постамент ворованный. На пьедестале самодержец простоял до ноября 1918 года, а потом превратился в terra inkognita самарской истории. Существуют три версии: — Перед самым уходом белочехов из Самары он был надёжно спрятан одним из самарских купцов в подвале своего дома. — Захватившие Самару большевики в революционном угаре утопили памятник в Волге. — Памятник был банально переплавлен. Правда, ни одна из них какого-либо серьезного подтверждения не имеет. Бесследно исчезли и скульптуры, украшавшие постамент. Не исключено, что со временем памятник Александру II снова появится на прежнем месте. А бронзовый Ленин переедет чуть дальше, к зданию Областного суда, где молодой Владимир Ульянов работал помощником присяжного поверенного.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: