Подземные переходы во всем мире являются типовыми строениями и, как правило, ничем друг от друга особо не отличаются, но только не наши — ростовские. Переходы в нашем городе уникальны. Мозаика во многих городах не столь удивительна сама по себе, а в СССР так вообще была чуть ли не на каждой остановке (кстати, тоже своего рода мини-произведения искусства, сейчас такого уже точно не делают). Мозаикой украшали рынки, метро, дома культуры, парки, школы, больницы, а вот переходы — это редкость. Однако Ростов — это единственный город в мире, где мозаичными панно украшены подземные переходы. Уникальность ростовской мозаики еще и в том, что она была выполнена не из мозаичной крошки, а из обычной кафельной плитки, правда, плитка была чешской и отличалось высоким качеством. Стоит отдельно заметить, что на момент создания мозаичных панно, компьютерных технологий не существовало, все было сделано вручную. Это тяжелейший и колоссальный труд.
Метро не получилось
История ростовской мозаики начинается более 40 лет назад. В счастливые 70-е город рос и процветал. Велась активная, тщательно спланированная ростовскими архитекторами застройка города. Ростов не только застраивался, но и облагораживался, денег на украшение города не жалели. Население города быстро росло: согласно прогнозам, Ростов должен был стать «миллиоником» только в 2000 году, но миллионный житель родился уже в 1985 году. Но вернемся в конец 70-х. Уже тогда центральное руководство страны решило, что при таких темпах роста городу уже не нужен скоростной трамвай, решили сразу строить метро. Только вот с метро не сложилось в связи с наступившей перестройкой, а переходы, которые по задумке должны были быть объединены в единый комплекс ростовского метрополитена, построили и довели фактически до совершенства.
Подвижники
Строительство подземных переходов началось в 1979 году и заняло около трех лет. Работы велись бригадой «Мостоотряда №10». Его же рабочие занимались и облицовочными работами по созданию мозаики. Руководил этим творческим процессом руководством Юрий Никитович Лабинцев. Ему же, кстати, принадлежала и основная идея по созданию комплекса переходов в центре города. Лабинцев окончил художественное училище сразу после войны. Сначала он работал лепщиком-модельщиком, а потом, когда мода на лепные украшения отошла, долго трудился облицовщиком в различных организациях. В 1971 году произошла его встреча с Григорием Былло, которому он показал кое-что из своих работ, поделился планами. Григорий Иванович увлекся идеей и предложил Лабинцеву перейти на работу в Мостоотряд №10. Лабинцев набрал нужных людей, со многими из которых был уже знаком. Так родился коллектив, создавший все эти шедевры под землей. Работы по украшению переходов велись поочередно, весьма кропотливо и долго. Иногда идеи по созданию картин в следующем переходе рождались по ходу создания панно в другом переходе.
Пять - много или мало?
Всего, начиная с 1979 года по 1982 год было украшено пять переходов. Переход на Кировском проспекте, на Университетском переулке, на Ворошиловском проспекте, на Буденновском проспекте в месте пересечения с Большой Садовой и на Буденновском в районе центрального рынка («Старого Базара»). Каждый переход был выполнен в едином стиле, точнее все панно были объединены конкретной тематикой. Человек и Космос, где были запечатлены подвиги советских космонавтов, планеты солнечной системы и многое другое (Кировский/Садовая). Счастливое детство, где изображена жизнь ростовчан от роддома до выпускного (Ворошиловский/Садовая). Воинская доблесть города, запечатлевшая и Азовские походы Петра Великого, и события гражданской войны, и подвиг батареи Оганова (Буденновский/Садовая, а так же район центрального рынка). Ратный труд горожан, увечный картинами строительства Ворошиловского моста, бережно запечатлены почетные профессии того времени: шахтер (кстати на панно шахтер —женщина, удивительная и редкая деталь), сталевар, агроном и многие другие (Ворошиловский/Садовая). Донское казачество и Шолоховские мотивы (Центральный рынок). Кстати, некоторые переходы еще и отмечены указателями на объекты, которые находятся рядом с переходом.
Описание и фото: http://sneg5.com/ - Общественно-образовательный портал.
Добавим, что в 1990-2010-е гг. ростовчане имели все шансы лишиться этой достопримечательности: подземные переходы "оккупировали" ларечники, и большинство панно скрылось за их скарбом. Так, например, до сих пор заставлено панно в переходе на Университетском. Это во-первых. А во-вторых, за панно все эти годы никто не ухаживал, оно начало портится, трескаться, крошиться. Но вот хорошая новость! 17 марта 2020 года переходы с мозаикой были официально признаны объектом культурного наследия. Надеемся, что городские власть изыщут возможности сохранить их для ростовчан и гостей города на долгие годы вперед.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: