“Не место красит человека, а человек место” Во время этой прогулки я снова и снова убеждалась в правоте этой народной мудрости…
Небольшой, некогда военный городок, а сейчас обычный подмосковный городишко, с привычными глазу домами, построенными где-то в середине прошлого века. Вроде, ничего особенного, но доски, многочисленные мемориальные доски на простеньких домах просто завораживали громкими фамилиями...
В микрорайоне Щёлково-3, более известном под названием Чкаловский, проживало более полутора сотен героев Советского Союза. Умопомрачительная концентрация, не правда ли?
До начала 30-х годов никто и предположить не мог, что именно Щелкову предстоит стать настоящим авиаградом. До того момента этот город мог похвастать разве что хорошо развитой текстильной промышленностью. Но в 1929 году в Москве было принято решение о создании в Щелкове новой летной испытательной базы союзного значения. Сюда из столицы перебазировался Научно-испытательный институт ВВС РККА (НИИ ВВС). Именно тогда между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово развернулось строительство огромного аэродрома. На возвышенности был вырублен большой лесной массив. Первую посадку на аэродроме в 1932 году совершил тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 Љ 311, пилотируемый самим Валерием Чкаловым. А 11 ноября 1932 года состоялся перелет всех самолетов с Ходынского поля на Щелковский аэродром. Полное же перебазирование института было завершено в 1935 году. Так в Щелкове и появилась авиация. Именно отсюда в свои легендарные полеты отправлялись Чкалов и Леваневский. Здесь тренировались лучшие летчики страны, многие из которых стали Героями Советского Союза.
С этого аэродрома в 1936 году экипаж в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова на самолете РД (АНТ-25) совершил беспосадочный перелет по маршруту Щелково - Камчатка - остров Удд протяженностью 9374 км. Вскоре, 10 августа, экипаж в сопровождении эскорта из 12 самолетов, сделав круг над Москвой, вернулся обратно и произвел посадку в Щелкове, где героев-летчиков лично встречали И.В. Сталин, Г.К. Орджоникидзе и К.Е. Ворошилов. В 1937 году экипаж Чкалова совершил перелет по маршруту Щелково - Северный полюс - Портленд (США) протяженностью 8509 км. В том же году экипаж в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина отправляется по маршруту Щелково - Северный полюс - Сан-Джасинто (США) протяженностью 10148 км. Перелеты в Америку стали настоящим триумфом советской авиации. Но аэродром - это работа. А поле работы лётчики спешили домой, чтоб хорошенько отдохнуть перед новыми полётами. В каких же условиях жили тогда на Щелковском аэродроме (Чкаловским он стал позже, после гибели легендарного летчика в Москве в декабре 38-го на самолете И-180) испытатели? Вот что рассказывает в своей книге "Записки штурмана" Герой Советского Союза Марина Раскова.
"Здесь была большая комната в четыре окна, лишенная роскоши и ковров. В ней стояли три обыкновенные красноармейские койки, письменный стол канцелярского типа, несколько деревянных стульев, ширма. Стоял умывальник, о котором с уважением говорили, что из него умывался сам Громов перед своим перелетом в Америку". В общем, жили летчики-испытатели по-простецки. Но летали по геройски!
Начавшаяся Великая Отечественная война многое поменяла в жизни Чкаловского аэродрома. По приказу от 20 июля 1941 года институт был перебазирован в Свердловск, где продолжал свою работу до апреля 1943 года. Но более 300 испытателей в первые дни войны отправились на фронт. В начале июля 1941 года из личного состава НИИ ВВС РККА были сформированы три истребительных полка, два полка пикирующих бомбардировщиков, два тяжелых бомбардировочных полка, штурмовой полк, разведывательная эскадрилья, три батальона аэродромного обслуживания. Об их великолепной боевой готовности свидетельствует такой факт. За первые три дня участия в боевых действиях сформированный в Щелкове 402-й истребительный авиаполк, которым командовал подполковник Петр Стефановский, сбил двенадцать самолетов противника, не потеряв ни одного своего самолета. Всего же за годы войны летчики-истребители этого полка совершили более тринадцати тысяч боевых вылетов и сбили восемьсот десять фашистских самолетов.
В составе 402-го особого истребительного авиаполка участвовал в Великой Отечественной войне Г.Я. Бахчиванджи, именем которого названа железнодорожная станция Монинской ветки, следующая после Чкаловской. Бахчиванджи воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне. С 1 июля по 10 августа 1941 г. совершил около 70 боевых вылетов, при обороне Москвы сбил 6 (по некоторым данным 5) самолётов противника.
Отгремела война и Чкаловский аэродром, а с ним и военный городок, зажил своей привычной жизнью: полёты, испытания, проверки… А с начала 60-х годов в городке стали появляться новые жители. Они тоже были лётчиками, но готовившиеся подняться на новую ступень в освоении неба. Это были будущие космонавты. После 1965 года, когда был построен Звёздный городок, космонавты переселились туда, но сперва был Чкаловский.
Младшая дочь космонавта №1 Галина Гагарина рассказывала корреспонденту Российской газеты о жизни в Чкаловском: “В Звездный мы переехали весной 1965-го. До этого жили в поселке Чкаловский, который был построен для летчиков Чкаловского аэродрома и их семей. В те времена там царила необыкновенная атмосфера: все знали друг друга, так как были связаны по службе и работе. Дети учились в одной школе. Теперь понимаю, что состав педагогического коллектива и уровень преподавания были очень высокими. В современных школах найти такое очень трудно.”
В Чкаловском Гагарина по-прежнему помнят и любят. Здесь многие встречались с ним и сохранили только хорошие воспоминания. Когда я обращалась к местными жителями с какими либо вопросами, поясняя, что больше всего меня космическая тема интересует, то слышала в ответ, что они Юрия Гагарина лично знали. Кто-то с ним на лыжах катался, кто-то с его дочками дружил, и в гости к подружкам заходил, кто-то жил в соседнем доме и с Гагариным часто встречался. И все отзывались о нём, как о простом, отзывчивом и добром человеке.
Вот что рассказывала “Гражданским силам.ру” жительница Чкаловской преподаватель музыкальной школы Зинаида Хохлова.
“Гагарина в детстве мы часто видели и хорошо знали этот желтый пятиэтажный дом по улице Циолковского 4, поблизости с детским садом. У меня в этом доме жила подружка. Нам было лет по восемь-десять. В соседних подъездах жили другие заслуженные летчики. Все относились друг к другу просто. Квартиры не запирались. Гагарин жил в небольшой двухкомнатной квартире. Еще запомнилось, что он посадил за домом собственноручно дерево. Сам взял лопату, выкопал яму, полил. После смерти Гагарина много на Чкаловской говорили разного. Особенно, когда летчики, техники собирались в гаражах за рюмкой чая. Многие из них работали лично с ним. Когда случилась катастрофа, одни после говорили, что выпивши был. Другие, что нельзя было допускать его к полетам на истребителе, потому что до того был долгий перерыв в тренировках. Но его ведь нельзя было остановить, постоянно рвался в небеса. На Земле ему было скучно. Рассказывали и про НЛО и всякие другие небылицы. Все ведь было засекречено. Правда, наверное, никогда не станет известна”.
Дом, в котором в течение пяти с половиной лет жил Юрий Алексеевич, был главной целью моей прогулки. С некоторым волнением подхожу к нему. Обычная послевоенная пятиэтажка. А у одного из подъездов - мемориальная доска. Захожу подъезд, поднимаюсь на четвёртый этаж. И тут всё обычно. Вот за этой, уже заменённой дверью, в малогабаритной двухкомнатной квартирке - 49 квадратных метров общей и 27 квадратов жилой - жил Первый космонавт планеты Земля. Полгода до полета и пять лет после полета. В Звездном ему довелось прожить менее двух лет...
А в соседнем доме жил Владимир Комаров. Первый командир космического экипажа. Гагарин очень переживал трагическую гибель Владимира, ведь Юрий был его дублёром…
Неподалёку от домов космонавтов, на улице Ленина, находится, воистину, звёздный дом. У каждого подъезда - мемориальные доски. Дом героев… А ещё в Чкаловском есть замечательная Аллея Героев Отечества. Напротив её - мемориал Отдавшим жизнь жизнь за нашу советскую Родину. И вечный огонь. Необычное место! Вместо привычного солдата-защитника - взмывающий в небо самолёт. И фамилии лётчиков на плитах. Ну и конечно же, в Чкаловском есть памятники Валерию Чкалова и его знаменитому перелёту.
Но лучше самим всё посмотреть. Пройдитесь по улицам Чкаловского, вдумайтесь, как стремительно поднималась наша страна по ступеням лестницы, ведущей в небо. Всего лишь полвека с небольшим понадобилось русским и советским людям, чтоб проделать путь от первых робких полётов до космоса, от аэропланов до ракет… Нам есть, чем гордиться, не правда ли?
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: