Служили три сокола в нашем полку, И каждого звали Иван.
Они больше жизни любили Москву И синих небес океан.
И знали и верили твёрдо у нас, Когда вылетает Иван, Пурга - ничего, дожди - ничего, И вовсе не страшен туман!
Из песни “Три Ивана”
Автор - боец 16-го ИАП Константин Столяров,
студент Московского ИФЛИ
7 мая 2015 года, в преддверии 70-летия Великой Победы в Люберцах, там, где когда-то был военный аэродром, был торжественно открыт памятник трём лётчикам, трём однополчанам, трём Героям Советского Союза, трём друзьям - трём Иванам. Голубину, Заболотному и Шумилову. Один памятник на троих. А сдружила этих троих - двух украинских хлопцев и одного тульского паренька - любовь к небу, желание летать…
Иван Заболотный родился 12 Июля 1916 года в селе Шиповатое, ныне Велико-Бурлакского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов профессионально-технической школы. Работал в сельском хозяйстве. В 1930 году переехал в город Грозный. Работал учеником, потом наборщиком в типографии Чечено-Ингушского национального издательства. Одновременно учился в аэроклубе. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в истребительных авиационных частях Московского военного округа.
Иван Шумилов родился 28 мая 1919 года в селе Михайловка, ныне Лебединского района Сумской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ Керченского металлургического завода имени Войкова. Работал слесарем на том же заводе, учился в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в истребительных авиационных частях Московского военного округа.
Иван Голубин родился в 1919 году в деревне Троицкое, ныне Чернского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал шофёром на подшипниковом заводе в Москве, одновременно учился в аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков им. Чкалова. Служил в истребительных авиационных частях Московского военного округа.
Не случайно в конце каждой из кратких довоенных биографий трёх лётчиков стоит одна и та же фраза. “Авиационные части” - это 16-й истребительный полк. Судьба ещё до войны свела их в этом полку, который дислоцировался под Москвой, в Люберцах. Все трое боевое крещение приняли на ближних подступах к столице.
Первую победу Иван Заболотный одержал 12 октября 1941 года. Патрулируя в заданном районе на МиГ-3, летчик обнаружил вражеский бомбардировщик Ю-88 и смело атаковал его. Меткая очередь сразила стрелка фашистского бомбардировщика. Вражеский самолет пытался скрыться в облаках, но Заболотный упорно преследовал неприятеля и поджег “юнкерс”. От взрыва самолет развалился в воздухе. “Начало положено,”- сказал Заболотный друзьям на аэродроме.
Голубину сперва не везло. Он рвался в небо, но… Незадолго до войны с Иваном Голубиным стряслась беда: при вынужденной посадке он получил серьёзную травму головы. Зрение резко ухудшилось и врачи категорически запретили ему летать. Голубин был переведён на штабную должность. Он заполнял лётные книжки, а сам тосковал по небу. Особенно тяжело ему стало, когда началась война и фронт приблизился к самой Москве. Его друзья сражались в небе с врагом, защищая столицу, а он вынужден был сидеть над штабными бумагами. Иван не мог примириться с таким положением и был твёрдо уверен, что докажет всем, на что он способен. И доказал...
Однажды по сигналу боевой тревоги лейтенант Голубин не выдержал и сел в свободный самолёт (кто-то из лётчиков из-за ранения не мог лететь). В воздухе он оказался вместе с Михаилом Бабушкиным, сыном прославленного полярного лётчика. В том бою Михаил с первой атаки сбил вражеский бомбардировщик. Иван Голубин прикрывал его действия. На земле командир полка подполковник Ф. М. Пруцков учинил, было, Голубину разнос, грозился даже на гауптвахту посадить за самовольство. Но, не выдержав его просящего и в то же время упрямого взгляда, смягчился. Он разрешил, под свою ответственность, Голубину летать... Свой первый “официальный” боевой вылет Иван Голубин совершил 24 октября 1941 года. В тот день 6 советских самолетов, которыми руководил Т. Ф. Приймук, атаковали втрое превосходящие силы врага: 8 бомбардировщиков и 12 истребителей. Одна тройка вела бой с истребителями, другая атаковала бомбардировщиков. Лейтенант Голубин находился в тройке, завязавшей бой с бомбардировщиками. "Когда мы осуществили первую атаку,- вспоминал лейтенант,- я сделал боевой разворот и ушёл в облака. Выбившись из облаков, я перед самым своим носом увидел бомбардировщик Ju-87. Мгновенно открыл по нему огонь из всех пулемётов. Самолет противника задымил, а я снова ушёл в облака. Когда второй раз вышел из облаков, перед моим взором был всё тот же дымящий самолёт неприятеля. Я дал по нему длинную очередь. Со второго захода я сбил его". Вторая тройка тоже успешно справилась со своей задачей. Всего в этом бою советские лётчики уничтожили 6 неприятельских самолётов. Остальные, потеряв боевой строй, в одиночку возвращались на свой аэродром. А второй из Иванов открыл свой счёт.
Буквально на следующий день и третий Иван - Шумилов - начал вести свой личный счёт. 25 октября 1941 года, принимая участие в групповом воздушном бою над деревней Чернецкой, Шумилов уничтожил Ме-110.
Враг настойчиво рвался к Москве. Тяжело было лётчикам. Приходилось совершать по нескольку вылетов в день. И они летали. Стиснув зубы, невзирая на усталость… Поднимали в небо своих стальных птиц и три Ивана - так их называли в родном полку. Часто они все вместе отправлялись на задание и почти всегда возвращались с победой, да ещё какой! Смелость, умение молниеносно принимать нестандартные, неожиданные для врага решения, отличное лётное мастерство, быстрота реакции не раз помогали Иванам в, казалось бы, заведомо проигрышной ситуации. Не любили они отступать! И не отступали…
4 января 1942 года… В тот день, группа наших истребителей отправилась в район Малоярославца на “обработку” войск противника, откатившихся от Москвы. Задание выполнили, однако на свой аэродром вернулись впятером, без Ивана Шумилова. Возвращаясь со штурмовки он увидел в стороне колонну вражеской техники. Спикировав на головные машины, “закупорил” дорогу, затем зажёг и замыкающих. Хотел было заняться “серединой”, но после очередного захода его пулемёты замолчали - боекомплект был израсходован. Ничего не оставалось делать, как развернуть свой МиГ-3 и пуститься вдогонку за группой Дунаева. Неожиданно его машина была атакована с высоты восьмёркой “Мессеров”. Иван среагировал мгновенно - убрал газ, щитки выпустил так резко, что машину тряхнуло. “Мессеры” на большой скорости проскочили вперёд. Шумилов пошёл вниз, чтобы прижаться к лесу, как вдруг снизу, прямо ему навстречу, вынырнул ещё один “Мессер”, которого он раньше не заметил... Не раздумывая, Иван обрушил вся тяжесть разогнавшигося “МиГа” на врага. Тот был буквально разрезан пополам - настолько сильным получился удар.
Но пострадал и наш самолёт - от МиГ-3 отлетел винт с редуктором, рассыпался мотор, вспыхнуло пламя. На лётчике загорелись унты, шлемофон. Делать нечего - нужно прыгать. И прыгнул. И спасся.
За этот бой, а также за мужество и героизм, не раз проявленные в предыдущих битвах Иван Шумилов, уничтоживший к тому времени уже 10 самолётов противника, 4 марта 1942 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
В декабре 1941 года Иван Голубин возвращался на свой аэродром после успешно выполненного задания. Вдруг он заметил группу немецких истребителей, которые крутили “карусель” неподалёку от линии фронта. “Карусель” - это хитрая уловка, когда вражеские истребители имитировали воздушный бой, чтобы втянуть наших пилотов в драку. Голубин уже хорошо знал, что такие отвлекающие “карусели” немцы применяли и при налётах на наши тыловые объекты. Он не хотел лезть в эту свалку: уж очень неравным было соотношение сил, и потому решил обойти врага стороной, но его заметили. Девятка Ме-109 стала выходить из “карусели”, готовясь к атаке. Уходить было уже поздно и Голубин сам устремился на врага, врезавшись в строй “Мессеров”. На какое-то время это вызвало замешательство, немецкие лётчики не ожидали от него подобной дерзости. Завязался неравный бой… В хвост самолёта Голубина стал заходить Ме-109. Иван решил сманеврировать скоростью: он убавил газ, и вражеский истребитель оказался впереди. Оставалось лишь поймать его в прицел. Короткой очередью Голубин прошил врага. В это время второй “Мессер” стал заходить слева. Голубин повторил маневр. И вновь зимнее небо перечеркнула чёрная полоса падающего вражеского самолёта. Обозлённые неудачей, немцы все разом набросились на одинокий МиГ-3, начали поливать его огнём. От прямого попадания снаряда остановился мотор. Заметив около видневшегося внизу леса ровную площадку, лётчик пошёл на посадку с убранными шасси. От удара о мёрзлую землю самолёт развернулся почти на 180 градусов. Голубин, не мешкая, выбрался из горящего “МиГа” и прыгнул в спасительный сугроб. Болела раненая нога, но превозмогая боль, Иван доковылял до леса и скрылся в чащобе. Там он вскоре встретился с жителями деревни Вертолино, которые спасались в лесу от немцев. Они переодели его и помогли перейти линию фронта. В родной полк Голубин возвратился через 4 дня.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками 4 марта 1942 года Иван Голубин удостоен звания Героя Советского Союза.
6 ноября 1941 года немецкое командование решило любой ценой помешать москвичам отпраздновать годовщину Октября. В сторону столицы несколькими эшелонами направились большие группы вражеских бомбардировщиков. Чтобы отразить их удар, в небо поднялись десятки истребителей ПВО. Ивану Заболотному было приказано патрулировать на участке между городом Ново-Фоминском и населённым пунктом Каменкой.
Недолго пришлось ему ожидать “гостей”. Из облаков показалась группа немецких бомбардировщиков. Они шли боевым порядком, не замечая летящего со стороны солнца истребителя. Иван Заболотный оценил обстановку и решил атаковать. Он ударил из пулемётов по ведущему “Юнкерсу”. Но противник скрылся в облаках. В прицеле оказался другой самолёт. Заболотный вновь нажал на гашетку. Вражеская машина, объятая пламенем, камнем пошла к земле.
Увлечённый боем лётчик не сразу заметил, что его истребитель оказался в кольце вражеских самолётов. Он резко рванул ручку на себя. Истребитель послушно взмыл вверх. Вражеские пилоты, решив, что советский МиГ оставил их в покое, собрались в боевой порядок и снова легли на прежний курс. Но Иван Заболотный набрал высоту и, зайдя со стороны солнца, вновь бросился на “Юнкерсы”. Немецкие самолёты ответили пулемётным огнём. Одна из очередей прожгла фонарь кабины, разбила приборы. Лётчик ощутил острый запах бензина. Из бензопровода вытекало горючее. Иван знал: каждую минуту машину может охватить пламя, но продолжал атаковать. Ещё один заход. Длинная очередь прошила "Юнкерс". Он задымил и, накренясь на правое крыло, повернул назад. За ним последовали и остальные. Убедившись, что замысел врага сорван, Заболотный пошёл на снижение. Он не был уверен, что сможет дотянуть самолёт до своего аэродрома, и ещё в воздухе доложил по радио на КП полка, что задание выполнено. Дотянул…
За мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 4 марта 1942 года Иван Заболотный удостоен звания Героя Советского Союза.
Посмотрите, дата везде одна и та же: 4 марта 1942 года. Да, в один день, одним указом три отважных лётчика, три Ивана стали Героями Советского Союза.
И снова летали Иваны. И снова падали подбитые ими фашистские самолёты. Но…
4 января 1942 года И. Н. Заболотный тараном уничтожил немецкий бомбардировщик Ю-88. Из этого боя он не вернулся. Пропал без вести... В его послужном списке на этот момент числилось 110 боевых вылетов. В 20 воздушных боях он сбил 12 самолётов противника (два из них - в составе группы). Звание Героя Советского Союза он получил посмертно. Ивану было 25 лет…
Осенью 1942 года группа самолётов МиГ-3, в состав которой входил и капитан Иван Голубин, совершала перелёт в сложных метеоусловиях и потеряла ориентировку. Горючее было на исходе, и лётчики совершили вынужденные посадки на “живот”. Иван Голубин, надеясь, видимо, сохранить машину, сел на колёса, но самолёт скапотировал и лётчик погиб. На его счету числилось тогда около 200 выполненных боевых вылетов и 15 воздушных побед. Ивану было 23 года... Голубин похоронен 28 октября 1942 года на Донском кладбище в Москве.
А Иван Шумилов продолжал летать, продолжал сбивать вражеские самолёты, мстя за погибших друзей. Шумилов прошёл всю войну, дошёл до Берлина, совершив 565 успешных боевых вылетов. Шумилов участвовал более чем в 100 воздушных схваток, сбил 16 самолётов противника (4 из них - в групповом бою).
После войны Иван Шумилов остался в авиации. В 1955 году, окончив Монинскую Краснознамённую Военно-воздушную академию, стал полковником. В 1961 году, когда настала пора увольняться в запас, добился своего перевода в гражданскую авиацию, а когда и оттуда пришлось уходить по состоянию здоровья, нашёл себе ещё одно занятие, хоть не напрямую, но связанное с небом. На протяжении многих лет Иван Шумилов вёл большую воспитательную работу с молодёжью. Вместе с красными следопытами он открыл комнату - музей полка в местной школе № 8, вёл занятия в аэроклубе. Да и жить он решил в Люберцах, там где в годы войны базировался его 16-й авиаполк, там, откуда улетели в последний бой его друзья - Иваны…
Шумилов скоропостижно скончался 22 июня 1987 года. Ивану было 67 лет... Лётчик-герой похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Ушли три Ивана, но ветераны-однополчане их помнили. И именно они, ветераны Военно-воздушных сил, были инициаторами установки на территории бывшего Люберецкого аэродрома памятника трём Иванам, трём крылатым богатырям, самоотверженно защищавших небо Москвы. Ведь на долю Голубина, Заболотского и Шумилова приходилась третья часть побед всего 16-го авиаполка, одного из лучших авиаполков 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы!
Но своеобразный памятник трём отважным героям давно уже был! Необычный, живописный…
В первые же месяцы войны слава о трёх молодых лётчиках разнеслась по всей стране. Именно к тому времени относится задумка молодого московского художника Фёдора Антонова написать картину - групповой портрет трёх Иванов. Вскоре он был им создан. Живописец конечно же не предполагал тогда, что все его "натурщики" станут вскоре Героями.
И вот теперь рядом с ангаром, оставшимся со времён авиаполка, появился бронзовый памятник. Интересный, необычный. Если посмотреть с одной стороны - угадывается силуэт журавля, вытянувшегося во взлете. С другой - три самолета. Идут, как на параде - тесно, крылом к крылу, со знаменем позади. На знамени - чеканные портреты летчиков-героев. Тщательно проработанные детали, абсолютное портретное сходство, оригинальность композиции - слагаемые этой скульптурной “баллады” о трёх товарищах, трёх Иванах, трёх Героях…
О славном боевом пути трёх Иванов можно подробнее узнать тут:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: