Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.
В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется, наконец, настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием «Могучая кучка»).
Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем, молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией.
Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием «Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского-Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни.
Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему («Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже»), сферу лирики («Царская невеста», «Сервилия») и бытовой драмы («Пан воевода»), отразило образы Востока («Антар», «Шехеразада»), воплотило особенности других музыкальных культур («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством. Опера «Псковитянка» имела ошеломительный успех, который закрепился «Снегурочкой» по пьесе Александра Островского. Еще в работе над «Садко» композитор открывает особый симметричный лад, известный в истории музыки как «гамма Римского-Корсакова». Его он с успехом применяет и в новой «волшебной» опере. После неё за ним окончательно закрепилось прозвище «сказочник». Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова стало уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры.
5 декабря 2016 года знаменитый композитор «вернулся» на Родину. В городе Тихвине открыли бронзовый памятник Николаю Римскому-Корсакову возле Дворца культуры, носящего имя великого земляка. Римский-Корсаков родился в Тихвине и здесь сделал первые шаги в музыке. Музыковеды сходятся во мнении, что впечатления детства повлияли на манеру композитора: народные предания, легенды, колокольный звон тихвинских церквей стали основой его музыки.
Автор монумента — московский скульптор Василий Селиванов. Памятник установлен в центре города и представляет собой композицию из двух фигур, отлитых в бронзе. Николай Андреевич Римский-Корсаков, водруженный на гранитный пьедестал, изображен в реалистической манере в полный рост, словно прислушивающийся к звукам рождающейся мелодии. А по соседству с ним, внизу справа на бревне сидит один из героев его опер – былинный Садко. Торжественное открытие памятника прошло в рамках III Международного оперного фестиваля Н.А. Римского-Корсакова. Памятник знаменитому земляку установлен благодаря поддержке Виктора Кирьянова, который очень много сделал для того, чтобы Международный оперный фестиваль проходил на родине Н.А. Римского-Корсакова.
Памятник Николаю Андреевичу Римскому - Корсакову стал еще одним местом притяжения туристов и знаковой достопримечательностью города Тихвина. У жителей и гостей города появилась традиция: присесть на брёвнышко рядом со знаменитым гусляром Садко и сфотографироваться на память. Через эту хорошую традицию и взрослые и дети могут прикоснуться творчеству великого русского композитора, познакомиться с его знаменитыми музыкальными произведениями.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: