Не многие знают, что кино изобрел Иосиф Андреевич Тимченко, механик-самоучка Новороссийского (Одесского) университета. Свой аппарат для показа движущихся фотографий (прообраз киноаппарата) он продемонстрировал 9 января 1894 года врачам и естествоиспытателям на их IX съезде. Это было годом ранее, чем братья Люмьер представили свой аппарат для съемки. Но, как водится, изобретение не запатентовали, почему-то тогда об этом не подумали.
Кинематограф в Одессе всё-таки начался с Тимченко, было снято две картины «Скучающий всадник» и «Копьеметатель». А продолжилась кинематографическая жизнь в Одессе уже с помощью Мирона Осиповича Гроссмана, фотографа, который начал первые профессиональные съёмки для французской кинофирмы «Гомон». Это были документальные короткометражки, иллюстрирующие жизнь Одессы и других городов Российской империи.
Однако с 1907 года Мирон Осипович практически полностью переключился на работу для отечественного зрителя, благо развитие кинотеатров шло в Одессе и Российской империи ударными темпами.
Работа кинооператором, режиссером-документалистом и, фактически, монтажером документальных фильмов приносила неплохие доходы. В чистом виде каждый фильм давал заработок от 100 до 500 рублей серебром. По тем временам, расценки более чем достойные. За примерно пять лет существования ателье, в совокупности с гонорарами от "Гомона" и доходами от фабрики фотопластинок Гроссман накопил достаточный капитал для того, чтобы войти в историю как создатель первой в Одессе и на Украине кинофабрики. Было это в 1912 году.
Не будучи, несмотря ни на что, особо богатым человеком, Мирон Гроссман делал все, чтобы сократить расходы на новую студию. Так, в качестве базы и павильона для студии, он использовал дачу своего брата. Туда он перенес оборудование из своей лаборатории на Дерибасовской, там же оборудовал монтажку, просмотровую и, самое главное, построил стеклянный съемочный павильон. Где находилась эта дача - догадаться нетрудно. На ее месте сейчас расположено здание и павильоны Одесской киностудии.
Работать было тяжело, поскольку из-за нехватки денег и специалистов Мирон Гроссман выполнял сразу несколько ключевых кинофункций - был режиссером, сценаристом и оператором фильма. Именно этим и объясняется название кинофабрики Гроссмана - "Мирограф", составленное из букв имени отчества и фамилии Мирона Осиповича.
В 1914 г. в Одессе появилось другое киноателье — «Мизрах», в котором был снят фильм «Жизнь и Смерть». «Мирограф» выпустил за 1918 год десять картин, а «Мизрах» в 1917–1918 гг. четыре фильма.
Начало Первой мировой войны ударило по многим бизнесменам Российской империи, но совершенно неожиданно дало очередной толчок развитию кинематографа. Дело в том, что кино оценили как прекрасный способ пропаганды.
Короткая история частного одесского кинопроизводства подошла к концу во время очередного витка Гражданской войны одесские кинокомпании будут национализированы, а кинофабрика "Мирограф" будет разграблена. Погибнет богатейший архив фильмов и исходных материалов, в том числе снятых самим Гроссманом. Исчезнут из памяти даже сами названия фильмов.
В конце 1930-х студия получила официальное название «Одесская киностудия художественных фильмов».
На фронтах Великой Отечественной войны пало много работников студии — режиссеры, операторы, актеры, рабочие, техники. Под Сталинградом погибла знаменитая медсестра Гуля Королева, которая девочкой исполнила главную роль в одесском фильме «Дочь партизана» (1935), снялась в фильмах «Я люблю» и «Солнечный маскарад», а позже стала героиней всесоюзно известной книги Елены Ильиной «Четвертая высота» (1945).
После освобождения города (10 апреля 1944 г.) на базе прежней киностудии была организована Черноморская кинофабрика, обслуживавшая съемочные группы, которые приезжали из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.
Свое славное возрождение Одесская киностудия начала фильмом, ставшим знаменательным для всей страны. Это «Весна на Заречной улице», снятая в 1956 г. начинающим режиссером Марленом Хуциевым по сценарию молодого кинодраматурга Феликса Миронера. Оператором фильма стал фронтовик Петр Тодоровский, только что закончивший ВГИК.
За годы работы на киностудии построено более 1500 декораций к фильмам, таким как «Узник замка Иф», «Д`Артаньян и три мушкетера», «Место встречи изменить нельзя», «Блуждающие звезды», «В поисках капитана Гранта», «Даниил, князь Галицкий», «Десять негритят», «Зеленый фургон» и другие.
Времена перестройки крайне осложнили положение студии. Но и в это время в творческих объединениях было снято много фильмов, которые получали награды на международных фестивалях.
Что же сегодня происходит на знаменитой Одесской киностудии?
В настоящий момент киностудия переживает не наилучшие времена. Перестроенная в Закрытое Акционерное Общество, она напряженно ищет пути выхода из кризиса.
Одесская киностудия предоставляет услуги отечественным и зарубежным кинокомпаниям. На территории в центре города у самого берега Черного моря на площади 6,5 гектара разместились три съемочных павильона площадью 600 кв. м, 432 кв. м и 240 кв. м. Есть натурная площадка, офисные и производственные помещения, цех декоративно-технических сооружений, возможности которого позволяют изготавливать декорации любой сложности.
«Студия открыта для предложений по совместному производству, в том числе в обмен на права в странах Восточной Европы, СНГ, Украине», — гласит сайт студии.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: