«Здесь начинается Россия» – эти слова о Камчатке. Форпост Российской империи долго служил искушением для европейских морских держав. Свои интересы видели на Камчатке и британцы, и французы. Петропавловская гавань встречала корабли знаменитого Джеймса Кука и не менее знаменитого Лаперуза. И это вызывало тревогу, ибо вовсе не из романтических побуждений великие путешественники заходили туда. Тревога побуждала укреплять наши дальние морские рубежи. С интереснейшими страницами истории города вы можете познакомиться на тайнике игрока isligan "Три капитана"
Русские казаки открыли Камчатку в середине XVII века, а окончательно присоединили к России в 1697 году. Но и после этого еще полвека на территории полуострова не было такого поселения, как Петропавловск. Своим появлением город обязан созданию базы для Второй Камчатской экспедиции (1732-1743) под руководством мореплавателя Витуса Беринга. Он и дал имя новому посёлку, когда 17 октября того же 1740 года пришел в обжитую уже губу на пакетботах "Святой Петр" и "Святой Павел". Экспедиционный поселок вскоре так и стал именоваться – Петропавловская гавань или Петропавловский порт. В 1850-1855 гг. в Петропавловске размещалась единственная в то время военно-морская база России на Тихом океане, и первый настоящий «огневой контакт» приключился в августе 1854 года, когда англо-французский десант на шести кораблях в августе 1854 года попытался взять Петропавловск. Горожане во главе с губернатором Завойко обратили захватчиков в бегство и сбросили их в море. Командующий десантом британский адмирал Прайс застрелился, вполне логично посчитав поражение позором. Именно тогда о Петропавловской обороне и о маленьком городе узнал весь мир.
В летописи Второй мировой войны страница Петропавловска-Камчатского тоже занимает особое место. Речь идет о Курильской десантной операции, проведённой 18 августа – 2 сентября 1945 года в ходе Советско-японской войны, и положившей начало освобождению Курильских островов. Главными целями были острова Шумшу и Парамушир. Шумшу, расположенный всего в 6 морских милях от южного побережья Камчатки, был наиболее укреплен. Оборонительные сооружения создавались японцами тщательно, по всем правилам военного искусства: глубина обороны составляла не менее 4 километров, десант противника готовы были встретить 34 артиллерийских бетонированных дота, 24 дзота, 310 пулеметных точек, подземные лабиринты и многое другое. Японский гарнизон Шумшу состоял из более 8500 человек. Основным потенциальным козырем советских войск была внезапность, и командование сумело им воспользоваться. Высадка десанта началась 18 августа 1945 года, а 22 августа японские войска во главе со своим командующим генерал-лейтенантом Фусаки Цуцуми капитулировали. К 1 сентября завершилось освобождение всех островов Курильской гряды. Всего было разоружено и пленено до 60 000 японских солдат и офицеров.Русские земли, протянувшиеся на 1 тыс. км от южной оконечности Камчатки до Хоккайдо, перестали быть плацдармом агрессии против нашей страны и начали служить делу обороны России.
Но не только Курильской операцией прославились эти места. Победа в войне была бы невозможной без поддержки тыла. Тысячи камчатцев включились в создание фонда обороны страны и чем могли, помогали фронту. За годы Великой Отечественной войны рыбная промышленность полуострова дала стране 7 миллионов 890 тысяч центнеров рыбы. В тяжелые военные годы колхозам, совхозам, торговым организациям в жёстком административном порядке давались задания по заготовке продуктов дикой природы. Задания по сдаче продуктов для заготовки включали рыбу, дичь, яйца морских птиц, дикоросы (черемшу, грибы, жимолость, шиповник, рябину, кедровые орехи). Задания были напряженными и порой непосильными, но население понимало их необходимость и принимало участие в выполнении нормы. В стенах мирной судоремонтной верфи в те годы изготовлялись снаряды. В литейном цехе делали мины и "лимонки", а в инструментальном – гранаты.
Также значение Камчатки в годы войны определялось тем обстоятельством, что Петропавловский рыбный порт использовался как торговый в связи с поставками из США оборонных грузов по ленд-лизу. Уинстон Черчилль назвал ленд-лиз – международный договор о системе передачи вооружения, боеприпасов, продовольствия и других материалов, – "самым бескорыстным актом в истории всех стран", И.В. Сталин определял его как "замечательное изобретение, без которого победа была бы иной". В условиях полной или частичной блокировки южных и северных портов страны поставка и транспортировка грузов через дальневосточные порты и транссибирскую железнодорожную магистраль имели стратегическое значение. Но, поскольку США с декабря 1941 г. находились в состоянии войны с Японией, путь во Владивосток для американских судов был небезопасным, ведь Япония удерживала Курильские острова и южную часть Сахалина, а также контролировала пролив Лаперуза. По этой причине важной стратегической стройкой периода Великой Отечественной войны стало возведение Петропавловского морского торгового порта. Незамерзающая накрепко Авачинская губа и порт стали востребованы, порт сделался перевалочной базой поступающих грузов. Здесь они накапливались, складировались, а затем перегружались на суда с небольшой осадкой, направлявшиеся во Владивосток и Комсомольск-на-Амуре. За войну Петропавловский морской торговый и рыбные порты переработали 1,6 миллионов тонн грузов, в основном по ленд-лизу. Это в 1,2 раза больше, чем порт Мурманска, и в 1,5 раза больше, чем Архангельск.
Победа досталась нашему народу ценой огромных усилий. И ковалась она не только на полях кровопролитных сражений, но и в глубоком, таком как Камчатка, тылу. Те, кто оставался на полуострове, помогали фронту чем могли, работали с полной самоотдачей, приближая свободу родной земли.
За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, 3 ноября 2011 года Петропавловску-Камчатскому присвоено почетное звание «Город воинской славы». А четыре года спустя, в дни празднования 275-летнего юбилея, город обрёл и свою стелу. Она отделана натуральным гранитом, привезенным из Балтийского месторождения под Санкт-Петербургом. Для монтажа памятника в Петропавловск было завезено 300 тонн гранита и 5 тонн бронзовых изделий. Вместе с насыпным холмом и постаментом высота стелы достигает 17 метров — это одна из самых высоких стел в России; такие есть всего в трех городах: в Архангельске, Анапе и Петропавловске-Камчатском. Дело в том, что все эти объекты находятся на открытых пространствах, неподалеку от моря, и для того, чтобы памятники казались выше, в типовой проект были внесены изменения, стелы поставили на пьедестал. В других городах они более "низкорослые".
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: