Предлагаю вам оригинальную серию тайников с общим названием «Стальные лазейки». Это интересные места Москвы, которые находятся в оживленных местах, но их никто не замечает. Это артефакты нашего города, которые буквально находятся у нас под ногами. Это интересная прогулка по знакомым местам.
Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове в семье Марка Гавриловича Гурченко (Гурченкова) (1898—1973) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко (1917—1999). Её отец был из батраков и сторонников Октябрьской революции, а мать происходила из дворян. Дедушка со стороны матери, представитель древнего дворянского рода — Александр Прокофьевич Симонов (род.1878), до революции был директором гимназии в Москве, но советскую власть не принял, уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине. 11 ноября 1928 года он был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ 1 февраля 1929 года по обвинению: 58 п. 10, к 3 годам высылки (был реабилитирован 21 июля 1989 года). Его жена происходила из столбовых дворян, матерью восьми детей, умела управлять отобранными после революции имением в Смоленской губернии и собственным домом в Москве. После того, как она узнала, что высланный в Сибирь Александр ей изменил, она отказалась его простить и уехала в Харьков, где её дочь Елена встретила Марка Гурченкова — потомственного (бело)русского крестьянина Смоленщины, все предки которого веками жили в деревне Дунаевщина и имели прозвище — родовое прозвание «Гурченковы»
Детство и юность
Со дня рождения до начала войны Людмила жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке (нынешнее название: пер. Кравцова, дом 7). Родители работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Когда началась война, Марк, несмотря на инвалидность и непризывной возраст, ушёл на фронт.
Шестилетним ребёнком Людмила оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной певицы был, в основном, из немецких оперетт. Главным образом, перед немцами во время первой оккупации Харькова исполняла репертуар Марики Рёкк. Когда в феврале-марте 1943 года город вторично был оккупирован немцами, Людмила связалась со шпаной на рынке и только чудом не погибла в результате облав, которые немцы устраивали в ответ на действия Красной армии и партизан (убивали случайных людей: обычно девочек и женщин, пойманных на рынке Харькова). После окончательного освобождения Харькова — 23 августа 1943 года — 1 сентября пошла в украинскую школу № 6 (в настоящее время гимназия), которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. В школе ей полюбился украинский язык. Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Л. Бетховена.
В 1953 году, после окончания десятилетки, уехала в Москву, где поступила во ВГИК в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой. На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» В. И. Долидзе и роль Имоджин в сценической композиции по Т. Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле. Окончила вуз в 1958 году.
«Карнавальная ночь»
В кино дебютировала в фильме Я. Фрида «Дорога правды» (1956). «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» — это была первая фраза Л. Гурченко в кино. «Я именно этого и хотела: прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», — говорила актриса в одном из своих интервью.
В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия режиссёра Э. Рязанова «Карнавальная ночь», в которой Л. Гурченко сыграла главную роль. Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителями, а благодаря роли Леночки Крыловой, актриса стала всесоюзной любимицей и кумиром поколения. «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката: на неё было продано 48,64 миллиона билетов. В СССР песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года. Л. Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу актриса провалила. Позже она вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии „Мосфильм“. Навстречу шёл И. Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. И. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привёл меня в третий павильон, где происходили съёмки, подошёл к главному оператору и сказал, что вот актриса, только снимите её получше, — и будет человек. Вот так я случайно попала в картину»
Период «забвения»
После большого успеха в «Карнавальной ночи» специально для неё был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчёте на её популярность, однако этот фильм не имел такого успеха, после чего за ней закрепился «штамп» актрисы лёгкого танцевального жанра. Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Это послужило формальным поводом для травли, и в советской прессе появилась «разоблачительная» статья «Чечётка налево». В 1957 году во время съёмок фильма «Девушка с гитарой» актрису вызвал министр культуры СССР Н. Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов. Именно отказ от этого предложения и стал настоящей причиной травли Людмилы.
По словам актрисы, период забвения длился 10 лет, после выхода «Девушки с гитарой» в 1958 году. «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней??? Ничего!» — вспоминала Л. Гурченко. Однако роли у неё в это время всё-таки были (в фильмографии актрисы вообще нет перерывов более одного года: из 54 лет её кинокарьеры было всего двенадцать лет, когда она не снималась — во второй половине 1990-х годов и в 2000-е годы). В период с 1959 по 1969 год она снялась в главных ролях в 5 фильмах: «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротители велосипедов», «Нет и да», «Белый взрыв». Эти картины были сделаны в основном на республиканских киностудиях и не имели большого успеха.
В этот же период она пробует сниматься в новом для себя драматическом амплуа: «Балтийское небо» (1961) (лента даже была представлен на Международном кинофестивале в Венеции), «Рабочий посёлок» (1966).
В 1958—1965 и 1968—1990 годах Л. Гурченко играла в Театре-студии киноактёра, в 1963—1966 — в Московском театре «Современник», в 1966—1969 — артистка «Госконцерта».
До начала 1970-х годов, регулярно снимаясь, актриса продолжала оставаться малозаметной. Успехом у зрителя пользовались в основном эпизоды (яркие, запоминающиеся, но эпизоды): «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дорога на Рюбецаль» (1970) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971). Так продолжалось, пока в 1974 году в широкий прокат не вышел фильм «Старые стены», в котором Л. Гурченко сыграла главную роль — директора ткацкой фабрики.
Музыкальное амплуа
Л. Гурченко продолжали приглашать сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах. Музыкальные телефильмы с участием актрисы выходили один за другим: она с успехом играла и пела в «Табачном капитане» (1972), «Соломенной шляпке» (1974), «Небесных ласточках» (1976) и «Волшебном фонаре» (1976).
Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы. Впоследствии были выпущены несколько пластинок с песнями в исполнении Л. Гурченко.
Так совпало, что, дав согласие в 1975 году сниматься в совместном советско-румынско-французском музыкальном фильме «Мама», актриса получила предложение сыграть роль генеральши в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», и ей пришлось отказать Н. Михалкову. Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. 14 июня 1976 года во время съёмок на льду клоун О. Попов упал и сломал актрисе правую ногу. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью; ногу собирали по кусочкам из 19 осколков. Сразу после сложнейшей операции она продолжила сниматься. Но вновь танцевать и ходить на шпильках актриса смогла только после многолетних тренировок и специальных физических упражнений.
Драматические роли
Актриса пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, хотела играть драматические роли; и в конце концов добилась своего. В 1976 году её приглашают на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны», в котором актриса сыграла одну из лучших своих драматических ролей. Тем ярче кажется контраст двух её персонажей в фильмах, снимавшихся с разницей в один год: костюмерши Нины из «Двадцати дней без войны», живущей в эвакуации в годы войны, и легкомысленной шляпницы Клары из «Соломенной шляпки». Партнёром актрисы по фильму был Ю. Никулин, к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью актриса с благодарностью вспоминала, как Ю. Никулин помогал ей на съёмках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую снимали почти два года».
Следующей выдающейся её работой стал фильм «Сибириада» режиссёра А. Кончаловского. В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля.
В 1979-м на экраны выходит картина Н. Михалкова «Пять вечеров». Роль Тамары Васильевны — одинокой женщины, внезапно встретившей любимого человека, с которым её разлучила война, в исполнении Л. Гурченко — драматическая, почти трагическая. Все пять вечеров своей мелодрамы Н. Михалков снял в трёх квартирах и на лестничных площадках.
Дальнейшая карьера
Л. Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис советского кино. После успеха фильма «Вокзал для двоих» (1982) ей присвоили звание Народной артистки СССР. А многие фразы следующей её героини Раисы Захаровны из комедии «Любовь и голуби» (1984) просто ушли в народ.
Последний год
12 ноября 2010 года Л. Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр В. Путин, президент Д. Медведев, белорусский лидер А. Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой День рождения актриса отпраздновала на сцене. Специально к юбилею телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу актриса перевоплотилась в образ Леди Гаги, спела песню С. Шнурова «День рождения», исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем.
В феврале 2011 года актриса приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. Это была одна из последних съёмок актрисы, 96-я работа Л. Гурченко в кино. В основе фильма — биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе. «Фильм рассказывает обо всей моей жизни, начиная с 20 лет», — говорила Гурченко.
14 февраля 2011 года Л. Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция, выписана 6 или 7 марта. 30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии (сердечная недостаточность). Прибывшая бригада «скорой помощи» (в пути 21 минута) не смогла её реанимировать, и в 19:28 была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж С. Сенин.
Прощание с Л. Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Актриса была одета в недавно сшитое ею платье. Посмертный грим был выполнен Асланом Ахмадовым, другом актрисы. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище вопреки желанию актрисы быть похороненной рядом с родителями и единственным внуком на Ваганьковском кладбище. Похоронена рядом с другими актёрами — О. Янковским и В. Тихоновым.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: