Серия тайников по проходным дворам Петербурга возвращается! :)
Замечено, что туристы в разговоре про достопримечательности и «фишки» Санкт-Петербурга первым делом вспоминают Эрмитаж, Кунсткамеру, белые ночи с мостами, крыши и проходные дворы. Именно про последние я и хочу поговорить в данной серии тайников. Конечно, в других городах тоже есть проходные дворы, но исторически при их упоминании у любого жителя нашей страны «всплывает» Петербург.
Строить дома «сплошной фасадой» распорядился еще Петр I. Земля в Северной столице постоянно дорожала, и возведение П-образных домов становилось расточительным. Недостаток земли в центре города приводит к строительству зданий, тесно примыкающих друг к другу. Так появляются целые кварталы со сплошным фасадом. В это же время становятся популярными доходные дома. Чтобы получить максимальную прибыль, домовладельцы застраивали свои участки как можно плотнее. Затем они стали надстраивать до 5-6-ти этажей уличные фасады и позже - хозяйственные постройки, выходящие в дворовую территорию, а потом и ее перегораживали узкими домами-пеналами. Так образовывались строения самой необычной формы, соединявшиеся друг с другом, и появлялись дворы-колодцы с причудливыми арками и воротами. Часто помещения на первых этажах вообще не имели окон и предназначались для хозяйственных нужд.
__________
Пару лет назад в интернете появились четыре карты от петербургской художницы Екатерины Новиковой, с помощью которых можно пройти по центру города, пользуясь галереями проходных дворов. Именно от этих карт у меня зародилась идея оттайничить проходы нашего города.
В основу данного тайника легла самая последняя карта художницы. Чтобы не было претензий в авторском праве, я её перерисовал. Маршрут по схеме проходит по Васильевскому острову между Средним и Малым проспектами. Согласно карте можно пройтись от 2-ой до 19-ой линии практически минуя проспекты.
Немного истории
На Васильевском острове всего 29 пронумерованных линий. При этом противоположные стороны проезжей части — разные линии. Это объясняется тем, что при проектировании застройки Васильевского острова во времена Петра I вместо современных линий должны были быть прорыты каналы, и их набережные, соответственно, получили разные наименования. Однако этот проект не был реализован, начавшееся рытьё каналов было остановлено, поскольку при наводнениях, ежегодно происходящих в Петербурге, Нева затопляла бы весь Васильевский остров. Тем не менее, стороны проезжих частей, возникших на месте планируемых каналов, сохранили разные наименования.
Первые упоминания о линиях на Васильевском острове относятся к 1710-м годам. Пётр I, мечтавший, чтобы новая столица была похожа на его любимый Амстердам, распорядился выкопать на острове прямоугольную сеть каналов. Проезды по берегам продольных каналов должны были именоваться перспективами (от латинского perspicio – «просматриваю»), а вдоль поперечных – линиями (от латинского же lineo – «переулок, закоулок»). По сложившейся в первые десятилетия существования города и позже исчезнувшей традиции линиями стали называть проезды, застроенные только с одной стороны. Поэтому вдоль каждого поперечного канала прошли две линии – по правому и по левому берегу. Самая первая линия получила название Кадетской, по расположенному в бывшем дворце Меншикова Сухопутному шляхетному кадетскому корпусу, а остальные были пронумерованы – от 1-й до 27-й.
В городе, где реки и каналы по полгода скованы льдом, затея Петра была обречена с самого начала. Каналы проложили только до 13-й линии, и то не везде и не на всю длину. К прокладке Большого канала шириной в 85 метров так и не приступали (в настоящее время на его месте Большой проспект). К тому же генерал-губернатор Петербурга А. Д. Меншиков, не разделявший замысел Петра и тихо его саботировавший, сделал каналы значительно у́же, чем в Амстердаме, так что две лодки разойтись на них не могли. В итоге водные магистрали, прорытые без учета особенностей болотистой местности, быстро заиливались, вода в них застаивалась и загнивала, к тому же жители использовали искусственные водоемы для сброса отходов. В конце концов, по указу Екатерины II в 1767 года каналы были засыпаны. Названия же линий остались, сохранив память об особенностях застройки Петербурга первых лет его существования.
В 1989 году появились еще две линии – 28 и 29-я. Так, по аналогии с предыдущими, назвали небольшой проезд, проходящий западнее 27-й линии от Покровской больницы до Среднего проспекта.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: