Не каждый город может похвастаться, что он упоминается в гимне страны. А вот Маастрих может! Только не надо сразу бежать слушать гимн Нидерландов. Маастрихт упоминается в «Песне о Вильгейме I», которая в укороченной форме стала гимном Нидерландов. Если вам интересно, то найдите полный текст, и в одиннадцатом стихе найдите сроки с упоминаем этого славного города.
Кто-то из голландцев сказал, что не увидеть Маастрихта - значит не увидеть Нидерландов. Маастрихт - самый древний город Нидерландов. Сколько бы мы не прочитали статей про Маастрих, везде вы увидите фразы – «самый старый мост», «самая старая церковь», и т.д. Не будем оспаривать исторические факты, а просто отправимся на прогулку по самому древнему городу Нидерландов.
Шаг 1. Маастрихт был основан римлянами в 50 году до н. э. и назван "Trajectum ad Mosam" - переправа через Маас. Римляне начали укреплять это стратегически важное место, контролирующее путь из Кельна в северную Францию. Позже здесь был возведен мост в соответствии с римскими представлениями о прочности сооружений. Это дало возможность городу развиваться по обеим сторонам реки. Мост стоит и сейчас с инженерной поправкой на пропуск современных судов. Сегодня его используют только как пешеходный. Мост носит имя святого Серватия.
Укрепление христианства создало условия для развития Маастрихта. Святой Серватий, первый епископ в этих языческих местах, объявил в 382 году Маастрихт своей резиденцией. Его изображения с посохом и ключом можно часто встретить в городе. Мост, так же украшает скульптура Святого.
Шаг 2. Врата ада (Helpoort) - самые старые городские ворота в Нидерландах, которые являются одним из символов Маастрихта. Эта внушительная часть средневековых укреплений была построена в 13 веке и имеет две башни. Из городских ворот остались также средневековые Малые водяные ворота (Waterpoortje), которые являлись входом в город со стороны реки Маас. Свое страшное название ворота получили, по одной из версий, из-за хранившегося здесь пороха. Ворота были восстановлены в 19 веке. На втором этаже размещен небольшой музей, рассказывающий о развитии города со времен римской империи. Осмотр экспозиции абсолютно бесплатный, причем выдают еще текст на русском языке!
Шаг 3. Религиозная святыня Маастирихта - собор Богоматери (Liebfrauenkirche, нем.). Это величественное сооружение в романском архитектурном стиле расположено в центре города, совсем близко от Мааса. Оно явно относилось одновременно к оборонительным сооружениям. Почти без окон, темное внутри, с двумя симметричными круглыми башнями. Фундамент и нижняя часть относится еще к римским постройкам.
Капелла собора более позднего времени посвящена "Богоматери - Морская звезда". Так называется вид почитания, возникший на горе Кармель в Израиле. Монастырь ордена кармелитов так и называется "Stella Maris" ("Звезда моря"). Эта Богоматерь покровительствует странникам, путешественникам. Здесь всегда много народу. Может быть, "летучие голландцы" нуждаются в особом покровительстве, а может быть, просто красиво и окружено многовековым почитанием. Текст молитвы "Stella Maris" на четырех языках висит для не очень религиозно образованных.
Шаг 4. Здесь мы задержимся подольше, так как на этом небольшом кусочке земли сосредоточены главные достопримечательности Маастихта.
Римская католическая базилика Святого Серватия, это главный храм, посвященный этому религиозному деятелю. Серватий – армянский миссионер, ставший первым епископом в городе. Его имя окутано легендами, по некоторым источникам он находился в родстве с Иоанном Крестителем. Нынешний храм, уже четвертый по счету, который возводили на могиле святого, начиная с 384 года.
Сначала появилась небольшая мемориальная часовня, затем в VI веке епископ Монульх распорядился заменить ее на большую каменную церковь. Поток паломников, которые стремились попасть на могилу святого, стремительно рос и в X веке, в центре Маастрихта возвысился современный храм, выстроенный в романском стиле. Строили базилику в несколько этапов. В начале XI века построили неф, через несколько десятилетий трансепт. В XII веке появились хоры и западный предел.
Веяние Рима чувствовалось во всем, отцы церкви поддерживали тесные связи с империей. Базилика знаменита своими скульптурными композициями в стиле ранней готики. 34 капители с искусной резьбой представляют фрагменты из канонических текстов. Кроме этого скульпторы сделали искусные украшения в форме причудливых растений, животных, некоторые скульптуры изображают борьбы людей и животных, повседневный труд, людей которые пытаются вырваться из плена, опутавших их растений.
Потолок богато расписан, художники изобразили видения Захарии. В 1556 году на западном пределе, между двумя башнями был установлен характерный для строений эпохи Возрождения шпиль в форме шлема. На протяжении веков церковь претерпела много изменений. В XVII веке были снесены все скульптурные украшения, которые изображали житие Святого Серватия, их фрагменты были обнаружены лишь в 1980 году во время крупномасштабной реставрации. А в конце XVIII века церковь совершенно обезличили, весь интерьер выкрасили в белый цвет, цветные витражи заменили бесцветными стеклами.
Но самое большое надругательство над храмом было совершено в 1797 году, французские революционеры использовали базилику вместо войсковой конюшни. В 1804 году церковь вновь стали использовать как культовый объект, но ее интерьеру был уже нанесен непоправимый ущерб. Гробница была полностью разрушена, бесценный алтарь, под которым хранились мощи Cвятого Серватия и реликвии был снесен. Панели, которые представляли немалую художественную ценность, продали. Частично восстановить базилику и восполнить нанесенный вандалами ущерб смог архитектор Питер Куиперс.
Он возглавил команду реставраторов и буквально из праха возрождал храм. Но в 1955 году церковь пострадала снова. Сильный пожар повредил потолок и крышу, провалился шпиль. Реставраторам пришлось удалить часть украшений выполненных Куиперсом, но раскопки оказались очень ценными, найдено множество артефактов, которые рассказали о прошлом базилики Святого Серватия. На южной башне базилики установлен один из самых крупный колоколов в стране весом в 700 кг.
Остановимся немного на описании жизни некоторых религиозных деятелей Маастриха.
Жизнь святого Сервация была литературно описана средневековым поэтом Хенриком Вельдеке. Вельдеке - автор первого рыцарского романа на немецком языке. Согласно Вельдеке, Серваций родился в Армении. Побывав в Иерусалиме, он отправился проповедовать христианство в Нидерланды. Там он становится епископом города Тонгерен (территория современной Бельгии). Заговор заставляет Сервация переместиться в Маастрихт и создать здесь епископскую резиденцию. Бог хочет наказать жителей Тонгерена и направляет на них войско гуннов под водительством Аттилы. Однако Серваций вымаливает милость и получает серебряный ключ, позволяющий смягчить участь грешников. Благодаря заступничеству св. Сервация погибшие жители Тонгерена попадают в рай. Молитвами св. Сервация Маастрихт спасен от гуннов, хотя они его тоже осаждали. Мощи св. Сервация хранятся в соборе в золоченой раке.
Главными инициаторами церковного строительства в Маастрихте были епископы Монульф и Гондульф.
Эти епископы упоминаются в фантасмагоричной легенде, связывающей Маастрихт и Ахен. Император Карл Великий построил в Ахене собор и для его освящения был приглашен папа Лео III. На праздник были приглашены также 365 епископов (по числу дней в году). Но император обнаружил, что два места пусты. Отсутствовали епископы Маастрихта Монульф и Гондульф. Они к тому времени давно умерли. Карл велел доставить их немедленно, живыми или мертвыми. Тут же раздалось своеобразное клацанье, и появились два привидения - скелеты обоих епископов. В Ахене существует переулок Klappergasse (Klapper - погремушка). Именно по нему примчались на праздник епископы. С некоторых пор там висит барельеф, изображающий это событие.
Рядом с базиликой стоит церковь св. Иоанна - St. Janskerk Своеобразная красная башня церкви св. Иоанна (St. Janskerk) выделяется на фоне других построек.
Древние строительство Маастрихта выполнялось из местного мергеля. Его добывали веками в каменоломнях. В местах выработок образовались подземные ходы - катакомбы, длина которых составляет около трехсот километров. Мергель - глинисто-известковая порода, серо-коричневого цвета. Строения из мергеля вступают во взаимодействие с воздухом и осадками и разрушаются с поверхности. Окраска колокольни St. Janskerk химически устойчивым красным суриком предпринята с целью препятствовать таким воздействиям. С начала XVII века эта церковь принадлежит уже протестантам.
Стоит отметить и площадь Vrijthof, на которой расположены эти два собора. Площадь в дни музыкальных праздников и массовых представлений превращается в огромный театр под открытым небом. В наш приезд здесь был устроен большой парк аттракционов.
Шаг 5. Boekhandel Dominicanen. Построенная в 13 веке Доминиканская церковь стала самой необычной достопримечательностью Голландии. Даже если вы не любитель религиозных памятников, постарайтесь заглянуть сюда. Это, возможно, единственный храм в мире, где вместо воскресных молитв звучат оживлённые дискуссии, а вместо запаха парафиновых свеч раздаётся волшебная смесь ароматов кофе и листов бумаги.
В 18 веке церковь была практически полностью разрушена в результате военных действий, поэтому за последние три столетия она много раз использовалась не по назначению. В священном здании хранили велосипеды, проводили банкеты и званые вечера, культурные мероприятия и экзамены для студентов. В 2007 году в Доминиканской церкви был воплощён масштабный архитектурный проект, превративший её в один из самых удивительных книжных магазинов мира и самую популярную достопримечательность города.
Нетронутую каменную конструкцию, с присущими ей строгостью и изяществом, прекрасно дополняют три этажа книжных полок. На месте центрального алтаря теперь кофейня с множеством столов, на стенах – древние фрески посреди работ современных творцов, а в воздухе – атмосфера волшебства и беспроводной интернет.
Шаг 6. De Bisschopsmolen. Епископская мельница реке Екер - оригинальная водяная мельница 14-го века, которая все ещё работает. Здесь можно увидеть, как энергия воды с помощью редукторов, осей, шкивов может передаваться к любым механическим устройствам - пилам, жерновам, шлифовальным кругам, прессам и т.д. Это свидетельство любви нидерландцев к технике. В соседней пекарне можно попробовать выпечку из муки, которую получают на мельнице, как несколько столетий назад.
Шаг 7. Торговая площадь (Marktplatz). Ратуша - историческое здание 17 века, которое считается шедевром голландского барокко. Рядом расположено здание суда с фасадом в стиле раннего Возрождения.
На площади около ратуши стоит памятник изобретателю газового светильника Иоганнесу Петрусу Минкелерсу (Жан-Пьер Минкелерс). Он родился в Маастрихте в 1748 и там же умер в 1824 году. В шестнадцать лет отправился в Лёвен, в католический университет, где изучал теологию и философию. Там он стал профессором натуральной философии. Это было в пору первых шагов создания воздушных шаров. Братья Монгольфьер наполняли свои шары нагретым воздухом от сжигания мокрой соломы и шерсти. Позднее они перешли к использованию водорода.
Минкелерс попытался использовать газ, выделяемый из нефти. Им он наполнял воздушные шары, что давало возможность совершать полеты по окрестностям Лёвена. Дополнительно Минкелерс использовал этот газ, названный им светильным, для освещения. Его студенты писали по вечерам свои конспекты при свете созданного их преподавателем фонаря, работающего на искусственном газе. После реорганизации Лёвенского университета Минкелерс возвратился в Маастрихт и был назначен профессором физики и химии в Центральной школе Маастрихта.