Всего в часе езды от Праги, в городе Млада Болеслав находится музей известной на весь мир автомобильной компании «ŠKODA AUTO».
Škoda Muzeum — это современная выставочная площадка с интересно оформленной экспозицией, в которой задействованы мультимедиасредства и интерактивные гаджеты. Общая территория выставочной площади и производственных цехов составляет более 1800 кв. м. Плюс к тому — форум для мероприятий, первоклассный кафе-ресторан, стилизованный ралли-бар, тематический книжный магазин и сувенирная лавка.
Немного о зарождении торговой марки «Škoda»
История автомобильного концерна началась с того, что в конце 19 века 30-летний чешский книготорговец Вацлав Клемент купил себе дорогущий велосипед марки Germania немецкого завода Seidel&Nauman, который оказался бракованным — из-за кривой рамы постоянно слетала цепь. Когда он написал длинное письмо в чешский филиал марки (разумеется, на чешском — одном из официальных государственных языков Австро-Венгрии) то получил короткий ответ на немецком, мол, хотите чтобы мы вам ответили по существу — пишите на нормальном языке, а не на своей тарабарщине. Это глубоко оскорбило бизнесмена, и он решил создать свой собственный велосипед — и пустить его в розничную продажу. В этом ему помог коллега по местному велодвижению, 27-летний инженер Вацлав Лаурин. В 1985 году компаньоны открыли небольшой завод по выпуску велосипедов собственной конструкции. Компанию свою они назвали «Laurin&Klement». Велосипеды назывались Slavia. Дело оказалось прибыльным, и партнеры начали расширение производства – в 1899 году начался выпуск двухцилиндровых мотоциклов Slavia CCD. Появились и мотоколяски, которые, к слову, оказались настолько хороши, что та самая фирма Seidel&Nauman купила лицензию на их выпуск под маркой Germania.
Одновременно с этим они начали разрабатывать конструкцию первого автомобиля, «Voitturette A», производство которого было налажено в 1905 году. Voiturette в переводе французского — “тележка, автомобильчик”. Двухцилиндровый V-образный двигатель объемом 1 литр выдавал 7 л.с., что позволяло разгонять 600-килограммовый автомобиль до 40 километров в час. Автомобиль имел коммерческий успех, тем самым став одним из символов истории чешского автомобилестроения. Уже тогда «Laurin&Klement» считалась одним из самых передовых предприятий Австро-Венгрии.
В 1925 году, компаньоны нашли сильного партнера для дальнейшего развития. Им стала компания Škoda, основанная инженером Эмилем Шкода, к тому времени — крупнейшее машиностроительное предприятие региона, специализирующееся на тяжелом машиностроении. Бренд L&K сменил название на Škoda. А уже через год был представлен новый логотип компании - «крылатая стрела».
Музей
В середине 60-х годов прошлого века открылась первая экспозиция музея. Располагалась она в Доме Молитвы города Млада Болеслав. Экспонатов было немного: два мотоцикла марки «L&K», шесть легковых машин, одна пожарная машина и один гоночный автомобиль. Коллекция постоянно пополнялась и возникла необходимость в новом здании для музея. В 1975 году к 80-летию автоконцерна было построено здание «Autosalon Škoda – Technicke Museum», и вплоть до 1995 года коллекция «Autusalon Škoda» располагалась в нем. Более 20 тысяч посетителей в год посетили музей, чтобы посмотреть экспозицию. В 1995 году в честь столетнего юбилея компании, музей снова переехал: он был открыт в самой старой части завода, на месте производственных цехов. Число посетителей увеличилось до 120 тысяч человек в год.
Последняя реконструкция музея была проведена в 2012 году. Интерьер был изменен, экспозиции обновлены, а само учреждение переименовано в «Škoda Muzeum».У входа в музей установлен памятник основателям фирмы.
«Эволюция, Традиции и Аккуратность» - это лейтмотив, который проведет вас сквозь экспозиции музея.
Вы узнаете о техническом развитии бренда с помощью фильмов, оригинальных документов и других материалов, среди которых есть даже мультфильм 1963 года, в котором «засветился» автомобильный бренд. Осмотрите выставку автомобилей разных годов выпуска. Увидите кропотливый и аккуратный процесс реставрации старых авто.
Музейная коллекция сегодня насчитывает около трёх с половиной сотен экспонатов, преимущественно серийных пассажирских авто, а также гоночных моделей и прототипов. Также в экспозиции представлены несколько десятков двигателей, мотоциклы и велосипед. Велосипед, кстати, является самым старым экспонатом музея: это «Славия», выпущенная в 1895 г. В числе наиболее интересных машин, которые можно увидеть в экспозиции, — самая первая выпущенная «Škoda» Voiturette. Как минимум ещё 20 моделей не уступают ей в раритетности и регулярно участвуют в автошоу и пробегах ретроавтомобилей.
Источники:
https://praga-praha.ru/skoda-muzeum/
https://www.drive2.ru/b/526472281854051234/
https://tonkosti.ru/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%C2%AB%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B0%C2%BB