Стоит на въезде с Правого на Левый берег корабль, вечером мерцает в яркой подсветке. Днём спокойно взирает на воды Воронежского водохранилища. Люди спешат мимо, а корабль "Меркурий" ждёт своих гостей. Даже не знаю, с какого момента правильно начать рассказ о путешествии баркалона. Наверно, всё же с тех времен, когда Петр I приехал в Воронеж строить корабли и превратил город в столицу флота. Правда, на верфях Воронежа и до Петра строились гребно-парусные суда для Чигирских походов 1677 года, и для крымских походов 1689 года князя Василия Голицина. Ещё по указу царя Алексея Михайловича в 1660 году здесь было построено много судов для 8-тысячного отряда казаков воеводы Хитрова. Документы 17 века доказывают, что колыбелью Русского Военно-морского флота являлся Воронеж. Вокруг города и по губернии рос корабельный лес в большом количестве. В селе Рамонь выше по течению одноимённой реки в 1697 году на верфи были заложены четыре корабля-баркалона. 22-х пушечный корабль-баркалон «Меркурий» («Меркуриус») строился кумпанством окольничего князя Петра Григорьевича Львова, которое было восприемником ранее существовавшего на рамонской пристани кумпанства стольника князя Г. В. Тефянкина (Тюфякина). Строил корабль датский корабельный мастер, капитан Симон Питерсон, который был принят на русскую службу в 1696 году. Парусно-гребное судно баркалон «Меркурий» был спущен на воду в Рамони с «Волчьей пристани» в 1698 году. В мае 1699 года корабль был отправлен в Воронеж. В 1699 году 26-ти пушечное парусно-гребное судно, в составе эскадры адмирала Федора Головина под предводительством самого государя-императора Петра Великого уже принимает участие в Керченском походе. Из Воронежа в этот поход, кроме «Меркурия», отправились «Отворенные врата», «Сила» и «Цвет войны». Командовал трехмачтовым баркалоном капитан-камендор Иван Валрант, получивший белый вымпел на морских маневрах в Азовском море, команда корабля составляла 89 обученных морскому делу человек. Командовал походом сам Пётр I, а впереди армады гордо шёл "Меркурий". После благополучного разрешения военной компании и заключения выгодного мирного договора с Турцией, Петр отбыл в Воронеж, корабли возращались домой. «Меркурию» в этом мирном походе не повезло больше, чем в военном: сильным ветром его отбросило на мель, он получил пробоину и затонул. Однако корабль не только был поднят, но и снова введен в строй российского флота, где и прослужил Отечеству верой и правдой не один год. Так, в 1713 году баркалон участвовал в обороне Черкасска и он нес службу до 1716 г. (по материалам сайта https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43324284417/Istoriya-odnogo-pamyatnika-korablyu?nr=1 ) Кстати, закончил свою судьбу трёх-мачтовый баркалон мирно - его разобрали. Героическая история флота и баркалона "Меркурий" осталась в памяти воронежцев не только на бумаге в пожелтеших документах. Волны Воронежского "моря", образованного на реке Воронеж, крутые высокие берега, помнят эту историю. А в 1972 году память о "Меркурии" решили увековечить. Песередине водохранилища был поставлен макет корабля на бетонной опоре. Его можно было увидеть с ВОГРЭССовского моста, с Левого берега, но рассмотреть только с водной глади - подплывающих катеров и лодок. Или зимой, если пройти по льду, что было весьма опасно, несмотря на обилие рыбаков. В 1972 г. баркалон был увековечен благодаря организаторским и художественным способностям старшего инженера стройтреста № 2 Виктора Алексеевича Неберекутина. Металлический корабль, весящий около тонны, установили на железобетонную лэповскую опору, и он вознесся над «воронежским морем» на 9-метровую высоту, чтобы на долгие годы оставаться одним из самых знаковых воронежских памятников. По некоторым версиям, первоначально Меркурий был поставлен на месте бывших шлюзов Петра I. Так ли это или нет, сейчас трудно сказать - вода скрыла следы истории. Памятник Баркалону всегда манил своей недоступностью, историей и необычностью. Шли годы. Вода всё больше подмывала бетонную опору и памятник начал давать крен. Вначале это было не очень заметно, потом всё больше и больше. В списках достопримечательностей появился "Падающий" корабль. Добраться до него было сложно, укрепить опору - ещё сложнее. Состояние памятника пытались обследовать с воды. И выводы были неутешительные. Горожане с грустью и болью наблюдали за гибелью любимого памятника. Вот-вот воды скроют Меркурия вслед за шлюзами Петра I.... На начало 2017 года крен памятника составил 47%. Причём угол наклона с каждым месяцем приближался к критическому значению. А стоимость работ по его восстановлению была фантастической. И 29 мая 2018 года памятник сняли со своего постамента. Ветра и мародёры сильно ободрали его красивую отделку, корпус был в плачевном состоянии. Предприятие "Воронежстальмост" за свой счет решило отремонтировать корабль и вернуть его городу. Однако, в значительной мере, это уже не тот корабль - корпус восстанавливали при помощи 3-d технологий, а со старого были взяты частично детали (якоря, цепь, вентиль). Но этот макет стал точной копией предыдущего. Создатель памятника кораблю «Меркурий» (официальное название скульптуры — «Фрегат над морем») 81-летний Виктор Неберекутин побывал у восстановленного памятника на заводе. Кстати, старый корпус остался храниться на заводе. Подробнее: https://moe-online.ru/news/city/1019422 После восстановления разразилась дискуссия - куда поставить "Меркурий"? Многие выступали за то, чтобы вернуть его на место - поставить по центру водохранилища. Но на практике воплотили идею, которую больше разделяло руководство завода, города и Левобережного района - поставить его в сквере, где он стоит сейчас. Хотя бы временно... Слишком рисковано и дорого было возвращать корабль на водную гладь. Корабль - он всегда корабль, побывал в походах, затонул, был спасён и восстановлен и его макет тоже побывал в различных переделках.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: