У популярной поговорки«Вятские – ребята хватские … »существует множество продолжений, но в большинстве своём они звучат несколько обидно: :
… Семеро одного не боятся, а один на один - все котомки отдадим.
… Семеро пьяных на полу сидят - не падают.
… Столько семеро не заработают, сколько один пропьет.
… Корову на баню затаскивали - там ишшо солома оставалась.
… И часы могём, да топор не влазит.
… Нам одного яйца мало - подавай пару.
… Из семерых с телеги хоть один да свалится.
… Семеро одного не боятся, будь он хоть сонный, хоть связанный...
Попробуем реабилитировать вятских ребят.
Откуда же взялись некоторые из пословиц-поговорок?
«Вятские – ребята хватские. Семеро одного не боятся, будь он хоть сонный, хоть связанный»
Как утверждала газета «Вятские губернские ведомости», все случилось более 400 лет назад. В 1609 году на вятские земли напали бродячие бандиты – как писал князь Ухтомский, «государевы изменники, воры, пришедшие из Яранска к Вятке». Банда умудрилась не только навести страха на местных жителей, но и совершить ряд военных побед. В частности, «лесные братья» штурмом взяли Котельнич, а возглавлявшего оборону стрелецкого сотника Захара Попова посадили на кол.
Однако князь Ухтомский, в обязанности которого была вверена безопасность вятских земель, вел себя не как полководец, а как летописец – на бумаге фиксировал донесения о зверствах бандитов и писал в соседние края письма о помощи, посылая их с нарочными.
В частности, в Пермь он написал следующее письмо – «государевы изменники, волжские казаки церкви оскверняют, пишут во все города свои грамоты, чтобы всю вятскую землю прельстить и к ворам привесть». Свою депешу князь завершил такой «пугалкой» - «Смотрите, если Вятка не устоит, то и вашей Перми тоже не будет».
Все бы ничего, да вот в прямом подчинении князя Ухтомского, окопавшегося и сидевшего безвылазно в Орлове, находилось… 12 000 хорошо вооруженных бойцов. Численность регулярного вятского войска в 7-10 раз превосходила численность беглых, называвшихся князем «казаками». Князь в депешах расписывал свои геройские подвиги, а на самом деле – ни он ни войско и носа не показывали из гарнизона. А соседи из Перми над опасливым Ухтомским и над вятскими лишь посмеивались, будучи осведомленными о наличии у него огромного войска – тогда и сложилась поговорка «Вятские – хватские, семеро одного не боятся».
Так что получается – понапрасну вятских мужичков обидели: виной всему – трусливый воевода!
«Вятские – ребята хватские, лаптем щи хлебают!»
И с этой поговоркой всё не так просто. На первый взгляд смысл поговорки «Вятские — ребята хватские, лаптем щи хлебают» на сегодня не все правильно воспринимают. На самом деле она передаёт не тот смысл, который в первую очередь бросается в глаза, что вятские настолько бедны, что у них нет даже ложки, которой можно щи похлебать.
Смысл этого выражения сводится к тому, что вятские мужики были хорошими мастерами по плетению лаптей. И плели их настолько искусно и качественно, что когда на базаре мастера продавали свои изделия, то таким образом демонстрировали качество товара.
Во дворе музея истории Хлынова, стараниями директора музейно-гостиничного комплекса «Постоялый двор» и его мастеров расположена целая галерея арт-объектов: вятский хватский мужик с лаптем в руках перед горшком со щами; вятский ушкуйник, выставка настоящих предметов быта, инструментов и даже чугунная скамейка уникального литья, сделанная в 1850 году.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: