На холме Целий (Caelius, Celio, в честь этруска Целеса Вибенны) стоит Базилика Санти-Джованни-э-Паоло (итал. Santi Giovanni e Paolo, также Santi Giovanni e Paolo al Celio) - церковь мучеников Иоанна и Павла в Риме.
Иоанн и Павел были римскими офицерами, принявшими христианство и казненными на месте церкви в 362 году за свою веру во время преследований христиан при императоре Юлиане Отступнике. Подробнее. Первая церковь была построена на месте жилища святых, в 398 году при сенаторе-христианине Памахии. Памахий был по всей видимости последним владельцем трех домов, расположенных здесь и предоставил этот участок для строительства большой базилики.
Церковь много раз перестраивалась, в том числе в барочном стиле. В результате реконструкции XII века появились портик с колоннами ионического ордера и два каменных льва у входа.
Позднесредневековый облик церкви был полностью изменен в 1715-1718 годах архитекторами Antonio Canevari и Andrea Garagni по инициативе кардинала Фабрицио Паолуччи.
В девятнадцатом веке предприимчивый монах начал раскопки под церковью и нашел остатки инсулы (жилого дома) и коммерческих зданий. Инсула, в свою очередь, стояла на основе нескольких еще более ранних построек (II-III вв.). На стенах инсулы обнаружились фрески как на языческие, так и на христианские сюжеты.
Сейчас можно посетить, как базилику, так и остатки римских домов. (Вход в подземный комплекс со стороны улицы Clio di Scauro). Стоимость билета в Римские дома, на апрель 2019 года - 8 евро полный, 6 евро студенческий. Дети до 12 лет проходят бесплатно.
Музей открыт ежедневно, кроме вторника и среды 10.00 - 13.00, 15.00 – 18.00 (Информация с сайта, на входе другое время работы, см. фото). Официальный сайт: https://caseromane.it/en/
Автор постарался сделать путеводитель по римским домам на русском языке. Фотография 2.
На входе Вам дадут буклет со схемой сооружений, его можно скачать по ссылке https://caseromane.it/images/Guida_inglese.pdf Там немного другая схема. Автор взял схему с раздела сайта https://caseromane.it/en/the-visit.html, но нумерацию нанес из буклета, т.к. они не совпадают. Помещениям, которые в буклете не пронумерованы автором тайника присвоено значение .0
1. Portico sul Clivo
Римские Дома расположены на Clivus Scauri, одной из важнейших дорог древнего Целийского холма. Вероятно, она была названа в честь Marcus Aemilius Scaurus, цензора в 109 году до н. э. Улица, украшенная контрфорсами представляет собой выдающийся пример сохранения городских элементов античности и средних веков. Вход в музей когда-то был портиком магазинов, первоначально расположенных на первом этаже.
В начале второго века нашей эры на территории, где сейчас находится церковь, располагалось роскошное жилое здание с двумя этажами, выходящими на аллею, параллельную Clivus Scaur. В третьем веке нашей эры, перед зданием, выходящим на ту же аллею, был построен многоквартирный дом. В апартаменты, где проживали менее состоятельные слои населения, можно было попасть прямо из магазинов на первом этаже, через вход на Via Clivo di Scauro. На стене справа, виден большой прямоугольный вход, который когда-то принадлежал магазину. Он закрыт фундаментом базилики. В верхней части есть место для окна, которое когда-то освещало чердак. В конце III века или в начале IV богатый землевладелец купил весь комплекс и превратил его в элегантную резиденцию. В начале V века по проекту сенатора Паммахия, видного деятеля христианской общины того времени и, вероятно, последнего владельца римских домов, была построена базилика, и жилой комплекс оказался под ней, непригодный для жизни.
2. Oratoriomedievale
Молельня Святого Спасителя появилась в Средневековье в одной из комнат портика инсулы (жилого дома). В нее можно было попасть непосредственно с улицы Via Clivo di Scauro по лестнице, которая видна за маленькими воротами. В крошечном пространстве видны фрески, которые можно датировать IX веком. На серии картин изображено нисхождение в Лимб, Хритос в гробнице. Выбор одеяния и распятие Христа, одетого в длинное темное одеяние соответствует восточной иконописной традиции. Изображение Христа между двумя архангелами и святыми мучениками было снято в 1950-х годах со стены. Фреска теперь выставлена в Антиквариуме (музее), расположенном в конце маршрута посещения.
Маршрут продолжается вглубь здания. Нужно вернуться к кассе, справа есть арочный проход, отверстие в стене фундамента базилики. Первоначально это был вход в магазин.
3.0. Bottega. Лавка, магазин
Когда-то это был один из нескольких магазинов, расположенных на первом этаже инсулыс видом на портик. У каждого магазина была кладовая в задней части. В углу была лестница, она позволяла войти на чердак. Пол состоит из кусков мрамора неправильной формы, которые датируются концом третьего века. Следующая комната, называемая залом гениев, изначально была кладовой.
3. Saladeigeni. Зал гениев
Комната гения (гении, являлись своего рода духами-хранителями, которыми обладали, согласно римской мифологии, каждое место и человек) в течение третьего века, преобразована из своей первоначальной функции кладовой магазина в элегантную комнату, которая вела во внутренний двор, называемый нимфеум. Сегодня этот проход закрыт фундаментной стеной базилики.
Пол и первые два метра в высоту стен были украшены роскошной мраморной инкрустацией, которая была утрачена, когда комнаты были заброшены. Видны, защищенные стеклом, отпечатки с мраморных плит в оригинальном полу. В правом углу рядом со входом видны следы мраморного бордюра. Верхние части стен украшены природным орнаментом, ниже молодые обнаженные крылатые фигуры-гении, гирлянды из фруктов и цветов. Так же мы видим сцену сбора винограда с маленькими амурами. Эти элементы предполагают, что украшение было вдохновлено сменой сезонов. Изображено множество видов североафриканских птиц.
4. Sala dei finti marmi (Decorazione a finto marmo). Комната из искусственного мрамора
Украшения этой комнаты, имитирующие мраморное покрытие, датируются началом IV века н. э. В углу есть отверстие дренажа, которое говорит, о том, что помещение использовалось как мастерская.
Алтарь и надписи свидетельствуют о деятельности в конце XIX служителей Базилики Св. Иоанна и Павела.
5. Saladelbueapi (Bue Api e saltatrieces) Комната бога Аписа и Вакха
Комната вероятно была служебным помещением, на стенах сохранились изображения языческого бога Аписа и двух вакханок.
6. Aula dell`Orante. Комната Оранцев
Мы оказываемся внутри одной из самых поразительных комнат римских домов, а именно комнатыОранта ("Поклоняющийся") (от лат. orans — «молящаяся»). Украшения датируются четвертым веком. В нижней части расположены панели, имитирующие алебастровую мозаику (opus sectile лат. разновидность мозаики, особенно популярная в Древнем Риме для настила каменных полов),над ними орнамент из листьев. Свод, сохранившийся лишь частично, позволяет понять культурный климат в римском обществе между третьим и четвертым веками, когда христианские элементы в украшениях отражали растущую популярность христианства. Свод разделен на сегменты с чередующимися парами коз и овец по обе стороны от мужских фигур, которые могут быть интерпретированы как философы, держащие свитки в руках. Полностью неповрежденным является изображение женской фигуры оранты, в честь которой и названа комната.
Так же мы видим панно с различными фигурами: маска Сатира в окружении оливковых ветвей, женская театральная маска между цветами, маска Сатира между колосьями пшеницы, виноградная лоза и фантастические морские монстры.
7. CellavinariaВинный погреб
Первоначально это было помещение с элегантным декором второго века. Оно было преобразовано в складское и использовалось до VII века, о чем свидетельствует ряд амфор, найденных там и теперь выставленных в Антиквариуме.
Использование этого пространства в качестве хранилища также подтверждается наличием бассейнов, амфоры, погребенной в полу, и колодца.
Алтарь, надписи и деревянная мебель являются частью обстановки девятнадцатого века. Справа - вход в бани. В настоящее время он закрыт для посещения.
8.0. VICOLO. Переулок
Длинный и узкий переулок, вымощенный неправильной формы каменной плиткой. Первоначально он отделял богатый дом II века справа от здания для простых людей III века, расположенного слева.
Аллея была включена в перестройку комплекса в III веке. Он стал внутренним соединительным элементом между двумя зонами единого большого удлиненного купола с внутренним двором с открытым потолком. Идя по переулку, налево попадаешь на высокую лестницу, где, по преданию, были захоронены тела мучеников Иоанна и Павла и где во время раскопок ХХ века, были найдены три могилы.
8. Сonfessio (лат. Исповедь)
Лестница ведет в небольшую комнату (часовню) под названием Сonfessio «Конфессио», построенную после середины IV века с отверстием на стене в задней стенке (fenestella confessionis), через которое была видна могила мучеников или места, где можно было хранить реликвии. На стенах изображены мученики Криспус, Криспин и Бенедикта перед судьей; на правой стене выше изображено мученичество двух мужчин, стоящих на коленях на земле, и женщина, чьи руки завязаны за ее спиной; ниже представлены две женщины, вероятно, скорбящие. Это старейшее изображение мученичества в с раннем христианском искусстве.
9. Ninfeo di Proserpina. Нимфея Прозерпины
(Нимфеум, нимфей (др.-греч. νυμφαῖον) — небольшое святилище, посвящённое водным нимфам, обычно сооружалось у источника воды или водоема.) Нимфеум сначала создавался как внутренний двор с открытым потолком, который отделял коммерческие здания от жилых. Пространство трансформировалось в нимфею с фонтанами. Они все еще видны у основания стены с фресками. Над некогда водным источником сохранилась крупномасштабная роспись (5 × 3 м) II-III веков. Она была открыта в 1909 году под гипсовым слоем IV века, нанесенным в раннехристианский период и изображавшим цветочные мотивы. Изображение представляет идиллический морской пейзаж с языческими божествами, на заднем плане изображен маяк и портовые сооружения Остии. Фреска является одним из наиболее сохранившихся образцов императорских и поздних античных настенных фресок в Риме. Надпись RVFINE VIVAS с хризмой (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой), также найденная в этой комнате, предполагает, что эта часть дома была позже использована христианами. Полуобнаженная женская фигура может быть Венерой, которая родилась из моря и была защитницей моряков. Другая интерпретация заключается в том, что центральной фигурой является Прозерпина, возвращающаяся из подземного мира. Ее окружают Церера (древнеримская богиня урожая и плодородия) и Вакх, и это символизирует возвращение весны. Пол, датируемый третьим веком, был создан из огромных разноцветных кусков мрамора.
В соседней комнате пол выложен мелкой белой и черной мозаичной плиткой, датируемой вторым веком. Небольшая комната прорезана фундаментной стеной базилики.
10. Antiquarium
Антиквариум находится прямо под часовней Святого Павла (Chapel of Saint Paul of the Cross), которая имеет форму греческого креста.
В антиквариуме хранятся римские и средневековые предметы, которые были найдены во время археологических раскопок между 1887 и 1936 годами. Здесь можно увидеть множество надписей, как греческих, так и латинских, а также различные типы амфор, датируемых с первого по седьмой век. Есть также посуда, маленькие бронзовые катушки для нитей, швейные иглы из слоновой кости и масляные лампы.
Особенно интересны фрагменты алебастрового бюста II века и стеклянные чаши IV века, выгравированные замысловатыми узорами, похожими на изображения большой фрески нимфея. Есть также увлекательная коллекция византийских, испано-арабских и восточных глазурованных керамических тарелок. Первоначально они использовались для украшения колокольни базилики. В1950-х годах они были заменены копиями архитектором Пранди.
На главной стене большая фреска XII века, изображающая Христа между двумя архангелами Михаилом и Гавриилом, а также святых Иоанна и Павла. Фреска была найдена в 1950-х годах в средневековой часовне Святого Спасителя.
В центре Антиквариума находится погребальная плита Х века, повторно использованная в качестве надгробия в 1332 году.
Источники – перевод с итальянского и английского языков с сайтов:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: