Три из четырех веков своего существования, этот город был местом ссылки. Расположенный в глуши Западной Сибири, даже немного в стороне от главной транспортной артерии этого края – Оби, Березов как нельзя лучше подходил для этой цели. Когда думаешь о том времени, воображение начинает рисовать картины мрачного острога на высоком стылом берегу, лодей на свинцовых водах реки, и бесконечную, необъятную тайгу вокруг…
«Я талих сат отыр» - «первый раз плывущие в лодке люди». Это герои старого мансийского предания. Легенда повествует о семи богатырях, которые спускались вниз по Оби, завернули в Сосьву, и остановились отдохнуть на высоком мысу. Здесь они заночевали, а проснувшись – посадили каждый по лиственнице. Так появилась «сат манг отыр сяхыл» - роща семи богатырей. Лиственницы и поныне растут на Березовском мысу. Но нет среди них одной – старой, неохватной, с большим дуплом. Несколько столетий стояла она здесь, и со всего Севера собирались люди поклониться священному дереву. В дупло бросали монеты, к веткам привязывали красочные изображения духов-покровителей. В пору народных бедствий, в голодные годы, совершались под старой лиственницей жертвоприношения – закалывая оленя или жеребенка, вымаливали у духов сострадание и помощь. Сейчас на этом месте только пень – немой памятник сгинувшей святыне и кричащий укор воинственному начальственному невежеству, пустившему в ход безжалостную пилу… В предании говорится, что семь богатырей оставив на мысу лиственничную рощу, расселились по берегам Вогулки, а потом и по всем прилегающим землям: легенда определяет Березовский мыс как исходную точку, откуда лучами разбегается жизнь по здешнему краю. Можно понять, почему богатыри выбрали для ночлега именно это место. Долгий путь против течения на веслах — это и для них, надо думать, было довольно тяжким испытанием. Но они не могли себе позволить при первых признаках усталости остановиться для отдыха и заночевать где попало. Надо было найти пристанище не только удобное, но и безопасное. Выглядывали, искали и, наконец, попалось как раз то, что нужно: три холма, защищенные со всех сторон. С востока — река. С севера — глубокий овраг, а за ним еще одна река. С юга — лог и опять глубокий овраг. С запада — местность вроде бы открытая, но это сплошь болота и за ними могучие хвойные леса, мрачные кедрачи. О более надежном укрытии от незваных ночных гостей нечего было и мечтать. Кого побаивались богатыри, неизвестно. Но те, кто селился здесь позднее, хорошо знали или, по крайней мере, догадывались, откуда им ждать опасности. И потому очень ценили охранные заграждения, воздвигнутые самой природой. Остяцкий "князец", построивший на Березовском мысу свой городок Суматвош («город берез»), очень дорожил природными заслонами, оборонявшими его от соседей-соперников.
Суматвош стоял на Зырянской дороге: древнем пути из Новгорода в Югру, называемом иначе «Русским тесом» - за сделанные на деревьях волоков зарубки, указывающий путь. Эта, ныне забытая, дорога, шла с Печоры вверх по Щугору до Хатемальи, затем вверх по Хатемалье в Хартес, а с него – вниз по Щекурье, Ляпину, Сосьве и Оби. Укрепленный городок близ устья Северной Сосьвы наверняка играл немалую роль на Зырянской дороге: ведь отношения русских с местным населением тогда были более чем сложными. В июле 1592 года царь пишет Строгановым, чтобы собрали со своих городов сотню ратных людей, давали им помесячно и запасов дали бы на всю осень и зиму: из них 50 человек пеших, которые должны были идти в Сибирь с воеводой Траханиотовым, и 50 конных, назначенных на войну против Пелымского князя. …Шли через ущелья Уральских гор, дорогою, известную тогда под именем Русского Теса. Достигши вогульского городка Лопынг-уш при реке Сыгве, впадающей в Сосьву, они основали там первое укрепление – Ляпинское. Разделившись здесь на отряды, они построили еще шесть укреплений – в Юильском, Сартыньинском, Казымском, Березовском, в Обдорске и Кодском городах. Так весной 1593 гг, на месте остяцкого (хантыйского) поселения Суматвош, появился Березовский острог.
Воинская служба березовских казаков состояла не только в том, чтобы держать в повиновении местное население и подавлять вспыхивавшие время от времени бунты. Вскоре после основания города выяснилось, что ему надлежит быть и сборщиком дани (ясака), и сторожевой дорожной заставой, и таможней, а позднее еще и местом содержания государевых преступников". Словом, дел казакам хватало.
Местом ссылки неугодных Березов стал в середине XVII века. В такой отдаленный глухой гарнизон ссылались провинившиеся казаки, представители духовенства. Специальный Тюремный острог в Березове был построен много позже, незадолго до смерти Петра Великого - в 1727 году. Он стал местом заточения ближайшего сподвижника царя-преобразователя, светлейшего князя А. Д. Меншикова с детьми Марией, Александрой и Александром. Многозначительным мрачным предзнаменованием было то, что как раз в год основания Березова нашла себе применение невиданная дотоле мера наказания — сибирская ссылка. Первыми жертвами стали жители Углича, бунтом отозвавшиеся на гибель царевича Димитрия. Множество их было сослано в Пелым, а зачинщик мятежа — угличский колокол, с надломленным ухом и вырванным языком, - в Тобольск. Вскоре пришел черед и ссыльных из знати. В 1599 году Борис Годунов отправил в Сибирь Ивана и Василия Романовых, родных братьев патриарха Филарета, отца будущего царя Михаила Федоровича – основателя новой династии.
Если устроить всероссийский опрос, найдутся, вероятно, люди, которые скажут, что не ведают, кто такой князь Александр Данилович Меншиков и никогда, мол, этого имени не слышали. Но нет сомнений, что окажутся они в ничтожном меньшинстве. Кто забыл о своем еще школьном знакомстве со светлейшим князем, тому, возможно, не раз напоминала о нем знаменитая суриковская картина "Меншиков в Березове". И если не довелось видеть оригинал в московской Третьяковке, то как было не задержать глаз на одной из бесчисленных, широко распространенных ее репродукций? Кого обошло такое прикосновение к истории через живопись, тот непременно узнал А. Д. Меншикова из книг, из фильмов о Петре Великом. И многим он наверняка известен именно в том звании, какое присвоил ему Пушкин: "счастья баловень безродный, полудержавный властелин". Царской волею Петра II, которому при восшествии на престол было всего-то двенадцать лет от роду, наложена была на Д. Д Меншикова опала, и по заведенному уже порядку отправлен он был в ссылку - сначала в собственное поместье Ранненбург, а потом и в Сибирь. Сохранилось предписание поручику Преображенского полка Степану Крюковскому, назначенному исполнить высочайшее повеление: "Меншикова, отобрав все его пожитки, послать в Сибирь, в г. Березов, с женою, с сыном и с дочерьми..." Упреждая события, Меньшиков пытался обезопасить себя и свою семью. После смерти Екатерины I он взял малолетнего Петра II к себе домой, опекал его, ублажал как мог. Поспешил и обручить нового царя со своей дочерью Марией. Не помогло. Обручение — не свадьба, не стало оно основанием для пощады - ни отцу невесты, ни ей самой. Петр II надзором и заботами А. Д. Меншикова тяготился, и окрепшая придворная партия противников светлейшего князя скоро сумела склонить царя к нужному ей решению. Летом 1728 года отправилось из Тобольска на север "потаенное" судно. Начальствовал на нем капитан Сибирского гарнизона Миклошевский, имевший под командой двух урядников и двадцать солдат. Такая крепкая охрана была приставлена к "государеву преступнику" А. Д. Меншикову, двум его дочерям и сыну. В августе плавучая тюрьма, покрыв более тысячи километров по воде, добралась до Березова. Меншиковы были помещены в острог, и здесь через год с небольшим Александр Данилович и Мария обрели свой вечный покой. Произошло это 2 ноября 1729 года. Похоронили князя близ алтаря возведенной им церкви. Над могилой поставили часовню. В 1764 году церковь сгорела, исчезла и меншиковская беседка. А в 1825 году тобольский гражданский губернатор, известный в то время историк Д. Н. Бантыш-Каменский пытался разыскать могилу светлейшего князя, но безуспешно. Считается, что Сосьва подмыла и обрушила часть берега, где она находилась. Однако вплоть до начала 1920-х годов березовские священники тайно поминали Меншикова в молитвах: "...а его имя, Господи, знаешь сам!.." Часовню близ нововыстроеннои каменной Богородице-Рождественской церкви почитали храмом его памяти. Всего на месяц пережила отца Мария, умершая в декабре 1729 года. По легенде, не нашедшей в источниках надежного подтверждения, к этому времени она уже была княгиней Марией Долгорукой. Ее возлюбленный Федор Долгорукий будто бы тайно пробрался в Березовский острог, тайно же обвенчался с избранницей своего сердца. Вскоре после смерти молодой жены он и сам ушел из жизни. Их похоронили рядом. Березовские старожилы утверждают, что в полуразрушенном виде могилы Марии и Федора сохранялись еще в начале 1920-х годов. По другим сведениям, дважды - в 1825 и 1827 годах — могилу Марии разрывали в поисках праха А. Д. Меншикова.
После Меньшикова на протяжении почти двух веков Березов принимал все новых и новых именитых узников. Были среди них виднейшие деятели империи. Были и дерзавшие восставать против власти этого государства. Березову они принесли широкую известность и создали ему печальную славу города-тюрьмы. Сюда ссылались Василий Долгоруков, Генрих Остерман, в XIX веке — некоторые декабристы, в начале XX века — революционеры. Лишь в 1920-х годах Березов перестал использоваться как тюрьма – отсутствие стратегических полезных ископаемых и перспектив транспортного строительства, не заинтересовало высокое начальство НКВД.
В XVIII веке значение Березова возросло. Это был уже не простой острог, а вполне нормальный город с развитой торговлей. Хотя в Березове и не проводилось больших ярмарок, выручка Березовских купцов была весьма значительной – благодаря активной торговле местный пушниной и рыбой. С 1782 Березов стал уездным городом Тобольского наместничества. Но всего через столетие, со второй половины XIX века, общее падение значения северного Приобья привело к оттоку населения Березова. В 1926 году он утратил статус города, став большим селом. Лишь в 1954 году Березову был присвоен статус рабочего поселка. Замечательный момент – рабочий поселок с 400-летней историей! Причиной нового «взлета» стали нефть и газ.
В начале 1950-х годов огромные надежды связывались с работами, которые вели геологоразведчики по всей Западной Сибири. Наука доказывала, что нефть и газ в Приобье должны быть. Но годы проходили в безрезультатных поисках. И вот, свершилось:
Телеграмма №57 АКТ О ГАЗО-ВОДЯНОМ ФОНТАНЕ НА БЕРЕЗОВСКОМ ОПОРНОМ Р-1 22 сентября 1953 г., Березово Мы. нижеподписавшиеся: начальник партии Сурков Г.Д., и.о. ст.геолога Пастухова Т.Н., бурильщик Мельников В.Н., механик Ковтун Г.Ф. и буровая бригада в составе: Межецких, Проводников, Яковлев, Кориков, Янсуфин составили настоящий акт о том, что 21 сентября 1953 года в 21 час 30 мин на скважине № Р-1 березвоской буровой партии в момент подъема инструмента после разбуривания цементных пробок произошел внезапный газо-водяной выброс. Из скважины выброшено 200 метров 5-дюймовых бур-труб и пикообразное долото. Высота струи фонтана достигает 45-50 метров. В чем и составлен настоящий акт. Подписи: Сурков, Пастухова, Мельников, Ковтун, Межецких Тиханюк, Проводников, Яковлев, Кориков, Янсуфин.
(Архив ГТГУ, папка геол. отд. "Радиограммы о скважинах-перво-открывательницах нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области").
Надо вдуматься, что стояло за этими сообщениями. Они подтверждали, что наука не ошиблась. Они вселяли уверенность, что богатейшие нефтяные и газовые месторождения в Западной Сибири будут открыты. И они сулили краю новую жизнь. Наверное, самым важным, самым привлекательным казалось именно надвигавшееся обновление жизни. И оно наступило — с задержкой еще на полтора десятка лет, но наступило. С открытием в Приобье Большой Нефти все действительно преобразилось, закипело, забурлило, потекло по-новому. Березову же, хотя первый газовый фонтан ударил именно по соседству с ним, опять пришлось остаться на обочине очередной магистрали прогресса. Сейчас, наверное, никто и спорить не станет, что для березовчан это к лучшему. Не свалились на них тяготы и заботы, выпавшие на долю жителей нефтегородов. Не исковеркана вокруг природа так, как в других, нефтеносных районах округа. Правда, и через Березовский район пролегли трубопроводы, и здесь идет добыча газа, но, к счастью, его немного, и особенно широко индустрия развернуться не может.
Сейчас Березово – сравнительно тихий поселок. Он непохож на все остальные нефтяные городки и поселки региона своей тихой и размеренной жизнью, на его улицах не видно суеты. Сюда нет железных и автомобильных дорог, лишь несколько месяцев в году устанавливается зимник. Лишь авиация, а летом - речные суда связывают Березово с остальным миром. О старых временах здесь напоминают лишь церковь на высоком берегу Северной Сосьвы, памятник Меншикову, музей, да старый деревянный мост через овраг в историческом центре.
При написании были использованы материалы книги И.Д. Шабалиной «Березов», изданной в 2001 году Санкт-Петербургским издательством «Айю» под эгидой Фонда памяти светлейшего князя А.Д.Меншикова.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: