Это стихотворение – одно из немногих в творчестве А.Блока которое было подробно прокомментировано автором. В дневнике 1918 года Блок написал комментарий к этим стихам:
«Я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском Ост[рове] (куда я ходил покупать таксу, названную скоро Краббом). Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6 Линии, Ср[еднему] проспекту — до 10 Линии, я же, не замеченный Ею, следовал позади (тут витрина фотографии близко от Среднего пр.). Отсюда появились «пять изгибов»... «Мне хотелось запечатать мою тайну, вследствие чего я написал шифрованное стихотворение, где пять изгибов линий означали те улицы, по которым она проходила, когда я следил за ней, не замеченный ею». (30 августа 1918)
И через две недели А.Блок еще раз возвращается к этой встрече и своему стихотворению: “Тогда же мне хотелось ЗАПЕЧАТАТЬ мою тайну, вследствие чего я написал зашифрованное стихотворение, где пять изгибов линий означали те улицы, по которым она проходила, когда я следил за ней, незамеченный ею (Васильевский остров, 7-я линия — Средний проспект — 8—9-я линии — Средний проспект — 10-я линия). Ее образ, представший передо мной в том окружении, которое я признавал имеющим значение не случайное, вызвал во мне, вероятно, не только торжество пророчественное, но и человеческую влюбленность, которую я, может быть, проявил в каком-нибудь слове или взгляде, очевидно вызвавшем новое проявление Ее суровости” (11 сентября 1918).
В этом стихотворении как бы сталкиваются между собой две мистические линии: могучая и отстраненная логика чисел и метафизический образ Прекрасной дамы. Числа как бы стремятся оцифровать образ девушки, придать ей метафизический смысл. Для А.Блока именно метафизическое видение Прекрасной дамы было главным. «Человеческая влюбленность» сознательно отодвигалась А.Блоком на второй план. Он искал и наконец нашел земное воплощение высшего разума!
Девушка, конечно не догадывалась, что она призвана на роль Прекрасной дамы и даже не подозревала, что за ней как тень следует Поэт. Тем более, что она выросла в семье не имевшего отношения к богеме и метафизической философии, но от этого не менее знаменитой. Ее отцом был великий ученый Д.И. Менделеев. А родилась Любовь Дмитриевна 17 апреля 1882 г., так что в описываемый момент ей было еще полных 18 лет. Собственно говоря, знакомы они были давно: когда их отцы вместе служили в университете, четырехлетнего Саша и трехлетнюю Любу вместе вывозили гулять в университетский сад. Но с тех пор они не встречались – пока весной 1898 года Блок случайно не встретился на выставке с Анной Ивановной Менделеевой, которая пригласила его бывать в Боблове. А.Блок приехал в Боблово из Шахматова (находившегося неподалеку) на белом коне, одетый франтом и Л.Менделеевой сразу не понравился - она назвала его «позером с повадками фата». А вот самому А.Блоку девушка приглянулась с первого взгляда. Несмотря на незаладившиеся отношения они вместе играли в домашних спектаклях и в итоге возникло даже некоторое подобие романа. Но по возвращении в Петербург, Л.Менделеева постепенно отвадила «этого низкого фата». Вскоре влюбленность прошла и А.Блок счел знакомство прекратившимся.
В 1900 году Любовь Дмитриевна поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов и у нее началась новая жизнь - она завела новых подруг, пропадала на студенческих концертах и балах, увлеклась психологией и философией.
Но судьба опять сделала резкий поворот и состоялась эта встреча (если ее можно назвать встречей). «Для любого мистика совпадения не являются просто случайностью – они проявление высшего разума, божественной воли. В ту зиму Блок бродил по Петербургу в поисках Ее – своей великой любви, которую он назовет потом Таинственной Девой, Вечной Женой, Прекрасной Дамой… И случайно встреченная Любовь Дмитриевна естественным и таинственным образом слилась в его представлении с тем возвышенным образом, который он искал, переполненный идеями Владимира Соловьева. Юный Блок в своей любви стал верным последователем соловьевского учения. Реальный образ любимой девушки был им идеализирован и слился с соловьевским представлением о Вечной Женственности.» [3]
«В ночь с 7 на 8 ноября курсистки устраивали в зале Дворянского собрания благотворительный бал. Любовь Дмитриевна пришла с двумя подругами, в парижском голубом платье. Как только Блок появился в зале, он не раздумывая направился к тому месту, где она сидела – хотя она была на втором этаже и ее не было видно из зала. Они оба поняли, что это – судьба. После бала он сделал ей предложение. И она приняла его.
Свое чувство они долго скрывали. Лишь в самом конце декабря Блок рассказал обо всем матери. 2 января он сделал официальное предложение семье Менделеевых. Дмитрий Иванович был очень доволен тем, что его дочь решила связать свою судьбу с внуком Бекетова. Со свадьбой, однако, решили повременить.» [3]
«Многие из окружения Менделеева негодовали, что дочь такого великого ученого собирается выходить замуж за «декадента». Сам Дмитрий Иванович стихи своего будущего зятя не понимал, но уважал его: «Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать». Возникли разногласия и между Любой и Александрой Андреевной – виной этому были нервозность матери Блока и ее ревность к сыну. Но тем не менее 25 мая Блок и Любовь Дмитриевна обручились в университетской церкви, а 17 августа в Боблове состоялась свадьба. Вечером молодые уехали в Петербург. 10 января 1904 года они по приглашению Белого приезжают в Москву.
Они пробыли там две недели, но оставили о себе прочную память. В первый же день Блоки навещают Белого. Тот разочарован: по прочтению стихов Блока он ожидал увидеть болезненного, невысокого инока, с горящими глазами. А перед ним появился высокий, немного застенчивый, модно одетый светский красавец, с тонкой талией, здоровым цветом лица и золотыми кудрями, сопровождаемый нарядной, немного чопорной пышноволосой молодой дамой в меховой шапочке и с огромной муфтой. Тем не менее уже к концу визита Белый был очарован и Блоком, и его женой – она покорила его своей земной красотой, золотыми косами, женственностью, непосредственностью и звонким смехом. За две недели Блоки обворожили все поэтическое общество Москвы. Блока все признали за великого поэта, Любовь Дмитриевна своей красотой, скромностью, простотой и изяществом всех очаровала. Белый дарил ей розы, Соловьев – лилии. Символистское сознание «аргонавтов» увидело в Блоке своего пророка, а в его жене – воплощение той самой Вечной Женственности. Их свадьба была воспринята как священная мистерия, предвещавшая обещанное Вл. Соловьевым мировое очищение.» [3]
Дальнейшие события развивались уже вопреки этим идеалам. Конец идиллии положил А.Белый, поклонение которого Любови Дмитриевне как неземному существу сменилось любовной страстью. Вся дальнейшая семейная жизнь А.Блока и Любови Дмитриевны проходила по сценарию любовного треугольника. Причем страдали в этой запутанной ситуации все трое. Считается [3] что пьеса А.Блока «Балаганчик» трагикомически изображает эти события, хотя ему явно было не до шуток.
По мнению Виталия Вульфа [3]: «Блок всю жизнь расплачивался за сломанную им семью – сознанием вины, терзаниями совести, отчаянием. Он не переставал любить ее, что бы с ними не происходило. Она – «святое место души». А с нею все было гораздо проще. Она не испытывала серьезных душевных мук, смотрела на вещи трезво и эгоистично. Целиком уйдя в свою личную жизнь, она в то же время постоянно взывала к жалости и милосердию Блока, утверждая, что если он оставит ее, она погибнет. Она знала его благородство и верила в него. И он принял на себя эту тяжелую миссию.»
Теперь вернемся к первой метафизической составляющей стихотворения – к цифрам. В первую очередь очевидно число пять, но как считают исследователи творчества Блока [1]: «Имеют, вероятно, какое-то значение и другие фигурирующие в стихотворении числа, а также их сочетания (например, суммы пар цифр — шесть и девять, десять и девять, восемь и девять — дают нечетное число, что, согласно пифагорейской мудрости, — символ конечности, завершения, итога...). Цифровая последовательность могла отражать в сознании Блока борьбу и надежду, удачу и неудачу, препятствия и преодоления их и т.д. В целом текст все-таки не перестает быть загадочным, но ведь он не случайно создавался автором как зашифрованный, предельно эзотерический, сокровенно-личностный...
Числовые выкладки получали в воображении Блока магическую силу, подчиняя порой даже свободный, стихийный дух поэта. Они были связаны с рациональным, догматическим способом постижения мира и собственной судьбы; "числение" служило одним из средств укрепления "блуждающего ума". Однако дух поэта, стремящегося к идеальным сущностям, к "горним" высотам, то и дело порывался за пределы "числового" мышления и постижения мира и судьбы. В ноябре 1900 г., в разгар интенсивных занятий древней философией, Блок пишет стихотворение "В те целомудренные годы..." (оно вошло в раздел "Ante Lucem"), где "свобода" явно противопоставлена фатализму "строгих числ":
В те целомудренные годы
Я понял тайный жизни смысл,
Как ты, далекий строгих числ.
Иль эти годы миновали,
Что я, свободу разлюбя,
Смотрю в грядущие печали
И числю, числю без тебя?
Что ж! Пусть прошедшему забвенье —
Не в настоящем жизни смысл!
Я не достигну примиренья,
Ты не поймешь проклятых числ!
Ну что же, займемся числами и мы… Надеюсь, что Вы сможете понять числа ЗАПЕЧАТАННЫЕ в описании тайника.
Литература
В.Н.Быстров «Раннее творчество А.Блока и античная философия» // Сборник «Александр Блок. Исследования и материалы», РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом), Изд. «Дмитрий Буланин», с. 5 – 39.
Гурандо А.А., Зайцева В.Н. и др. «В поисках разгадки стихотворения А. Блока "Пять изгибов"» // Конкурс дистанционных проектов «Я познаю мир» 2015 – 2016 гг., номинация «Виртуальная экскурсия», сайт ya-i-mir.ru/konkurs-2014-2015/projects/93-v-poiskakh-razgadki-stikhotvoreniya-a-bloka-pyat-izgibov
Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок: Прекрасная Дама русской поэзии. Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь. Журнал "L'Officiel". Русское издание. №37 май 2002. http://v-vulf.ru/prima-3.htm
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: