75-летию полного снятия блокады Ленинграда посвящается
Ленинград. Блокада. Эти два слова неразрывно связаны между собой. 900 дней, 900 страшных дней продолжалась блокада Ленинграда. Но город продолжал жить, продолжал работать.
И все эти дни продолжало свою работу Ленинградское радио. Все 900 дней блокады Ольга Федоровна Берггольц работала на Ленинградском радио, почти ежедневно выходя в эфир для того, чтобы поддержать, ободрить и просто быть рядом с ленинградцами. Ее голос помогал выжить и давал ощущение, что жизнь еще теплится. За это ее называли «блокадной музой», «голосом блокадного Ленинграда», и просто "нашей Олей", она строго по графику появлялась в студии, и в эфире раздавалось: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц».
"Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила."
1942 год, "Февральский дневник" Ольга Берггольц
Поэтесса, писательница О.Ф. Берггольц родилась 3 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине - Невской заставе, в семье заводского врача. Там же, на рабочей окраине Петербурга, прошло ее детство. Ее детские и юношеские годы мало чем отличались от множества других юношей и девушек в первые годы после Октябрьской революции. В 1920-х годах она училась в трудовой школе, писала стихи. Ее первые стихи были опубликованы уже в 1924 году, в заводской стенгазете. Тогда еще никто не мог предсказать поэтическое будущее Ольги.
В 1925 году 15-летняя Ольга Берггольц пришла в литературное объединение рабочей молодежи "Смена", где преподавали такие учителя, как Ю.Тынянов, Б.Эйхенбаум, В.Шкловский, выступали Э.Багрицкий, В.Маяковский, И.Уткин. В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и уехала по распределению в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты "Советская степь", о чём рассказала в книге "Глубинка" (1932).
Литературный дебют Ольги Берггольц пришелся на начало 1930-х годов. В эти годы выходят ее рассказы для детей и юношества - сборники "Как Ваня поссорился с баранами" (1929), повесть "Углич" (1932) и другие. В 1933-1935 годах выходят очерки "Годы штурма", сборник рассказов "Ночь в Новом мире", а затем ее лирические стихи, первые сборники "Стихотворения" (1934) и "Книга песен" (1936), с которых начинается поэтическая известность Берггольц.
Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, Ольга Берггольц поселилась вместе с Николаем Молчановым (второй муж Ольги Берггольц) на улице Рубинштейна, 7 - в доме, называвшемся "слезой социализма". Тогда же она была принята на должность редактора "комсомольской страницы" газеты завода "Электросила", с которой сотрудничала в течение трех лет. Позднее работала в газете "Литературный Ленинград". В декабре 1938 году была арестована по ложному обвинению и 149 дней провела в тюрьме, освобождена в 1939 году. Пережив ужасы 1938–1939 годов, Ольга Берггольц все же вступает в партию и продолжает трудиться в газетах, пишет стихи и рассказы.
Известие о начале войны застало Ольгу Берггольц в Ленинграде. В.К. Кетлинская, руководившая в 1941 году Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, "обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности", но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Ольгу в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда".
Уже 8 сентября Ленинград был блокирован. Из черных "тарелок" радио звучали патриотические песни, летели в эфир призывы, обращения. Активная пропаганда дикторов оправдала себя. Город не поддался панике. Народ верил в то, что фашисты будут с позором отброшены от стен Ленинграда. Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звучал в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и жизнь продолжала теплиться.
Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, -
И это уже победа.
В блокадном 1942-м она создала свои лучшие произведения, посвященные защитникам Ленинграда: знаменитый "Февральский дневник" и "Ленинградскую поэму". Это была удивительной стойкости женщина. Она не только решила остаться в блокадном городе, она делала все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая пасть духом.
Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению. Но город выстоял. Вера в победу никогда не умирала в сердцах детей и взрослых. И вот 18 января 1943 года у микрофона - Ольга Берггольц: "Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за свои муки. Мы знаем - нам ещё многое надо пережить, много выдержать. Мы выдержим всё. Мы - ленинградцы. Уж теперь-то выдержим, теперь-то мы хорошо почувствовали свою силу.
Да здравствует суровый и спокойный,
Глядевший смерти в самое лицо,
Удушливое вынесший кольцо,
Как человек, как труженик, как воин!
Сестра моя, товарищ, друг и брат, -
Ведь это мы, крещенные блокадой,
Нас вместе называют - Ленинград,
И шар земной гордится Ленинградом.
Клянёмся тебе, Большая земля - Россия, что мы, ленинградцы, будем бороться, не жалея сил, за полное уничтожение блокады, за полное освобождение советской земли, за окончательный разгром немецких оккупантов".
В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе всю блокаду, работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами: "Письма на Каму", "Разговор с соседкой", сборники "Ленинградская тетрадь", "Ленинградская поэма", в которых картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и любви, побеждающими страдания и смерть. Выступления и радиопередачи 1941-1943 годов из осажденного фашистами Ленинграда после войны вошли в книгу Берггольц "Говорит Ленинград" (1946). Книге не повезло - первое издание было изъято в связи с так называемым "ленинградским делом" после разгрома журналов "Звезда" и "Ленинград". Позднее, правда, пьеса Берггольц "Они жили в Ленинграде", написанная в 1944 году, была поставлена в театре А.Таирова.
В 1950 году Ольга Берггольц написала героико-романтическую поэму "Первороссийск", посвященную петроградским рабочим, в 1918 году отправившимся на Алтай для создания там коммуны. За эту поэму поэтессе в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР. В 1952 году О.Ф. Берггольц написала цикл стихов о Сталинграде.
После командировки в освобожденный Севастополь создала трагедию "Верность" (1954). О своей судьбе, неразрывно связанной с судьбой страны и народа, рассказала Берггольц в автобиографической повести "Дневные звезды" (1959), над которой работала до последнего часа, мечтая сделать своей главной книгой. В 1968 году по этой повести был снят одноименный фильм.
Умерла Ольга Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года. Многочисленные дневники, которые поэтесса вела много лет, при ее жизни не были опубликованы. После смерти автора архив конфискован властями и помещен в спецхран. Фрагменты дневников появятся в 1980 году в израильском журнале «Время и мы», а в 1990-е Берггольц все же начнут потихоньку печатать. Похоронена она была на Литераторских мостках Волковского кладбища. В 1994 году Ольге Берггольц присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». О.Ф. Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени,медалями: «За оборону Ленинграда» (в 1943 году) и «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
В Петербурге несколько мест напоминают об Ольге Федоровне Берггольц.
Улица Ольги Берггольц в Невском районе
В Невском районе есть улица имени Ольги Берггольц. Палевский сад для установки там памятника великой поэтессе был выбран неслучайно - Ольга родилась, провела детство и юность в этом районе за Невской заставой, здесь она написала свои первые стихи.
В 2015 году к 105-летниму юбилею поэтессы архитектором А. Черновым и скульптором В. Трояновским был изготовлен монумент, изображающий бронзовую фигуру поэтессы на фоне гранитной стены, символизирующей осажденный город, на которой выбиты ее блокадные стихи. Женщина выглядит хрупкой, но не сломленной тяжелыми обстоятельствами жизни. Левую руку она прижимает к груди, и кажется, что с ее губ сейчас сорвутся строки стихов.
Улица Рубинштейна, д.7
В этом доме Ольга Берггольц жила с 1932 по 1943 гг. Литературная известность к ней пришла как раз в период ее жизни на Рубинштейна, д.7. На стене здания была установлена мемориальная доска, посвященная Ольге Берггольц.
Итальянская улица, д. 27 - Дом Радио
"Нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны" - Ольга Берггольц
На Итальянской улице, д.27 расположен «Музей истории Ленинградского радио». В студии № 3 — блокадной студии Дома радио, которая и в наши дни находится в рабочем состоянии, сегодня вновь звучит голос Ольги Берггольц — тот, который спас жизни стольких ленинградцев. Негромкий, такой родной голос Ольги Федоровны давал жителям города-фронта силы бороться со смертью, вселял веру в Победу. В ту страшную пору Ольга Федоровна написала свои лучшие стихи и поэмы. «Отсюда передачи шли на город», – писала о Ленинградском Доме радио Ольга Берггольц. Радио было едва ли не единственной нитью жизни, соединявшей замерзшие, без света и тепла, простреливаемые дальнобойной артиллерией и осыпаемые бомбами квартиры и их голодных обитателей с городом, согражданами, властью, фронтом, далеким тылом, Родиной, измученных, на грани жизни и смерти, но так и не сдавшихся врагу.
Являясь «нитью жизни» для горожан, оно имело и несколько специальных направлений: для партизан и населения оккупированных районов области, для воинов фронта и моряков Балтики, работал в эфире театр, существовала редакция иностранного вещания. Особую историю имело и детское вещание.
Ленинградцы слушали черную "тарелку" - голос спасения. В декабре 41-го большинство сотрудников радио уже не в силах были идти по занесенному снегом Ленинграду домой и возвращаться назад. Жили прямо в доме радио, спали на полу, поближе к буржуйкам, немного отогревшись, шли в неотапливаемую студию, здесь светила одна тусклая лампочка. Диктор садился и рассказывал Ленинграду о победах на фронте, стране - о том, что Ленинград еще держится. Нередко дикторы падали в голодный обморок прямо в эфире. Возникший однажды перерыв (может, умер диктор, не сразу подменили) вызывает шок: люди бредут в Радиокомитет, чтобы сказать: "мы выдержим, но пусть радио не молчит! " Теперь, если нечего было пустить в эфир, пускают метроном.
Ни на один день не прервалось блокадное вещание. Вся команда Ленинградского радио ежедневно совершала невероятный подвиг. Радиожурналисты, дикторы, музыканты — все сотрудники Радиокомитета являли собой стойкость блокадного города, его несгибаемый дух. Передачи шли не только на осажденный Ленинград, но и на Большую землю, на всю страну, и даже на весь мир. И одним из самых важных и долгожданных стал репортаж из Карлсхорста о капитуляции фашистской Германии.
Именно радио сделало Ольгу Берггольц «ленинградской мадонной», «блокадной музой» и просто легендой. В дни, когда жители блокадного Ленинграда совершали свой ежедневный подвиг, свой – подвиг в Доме Радио, совершала и Ольга Берггольц. Голос поэтессы в осажденном Ленинграде стал символом стойкости, как горожан, так и города: все знали, если слышат свою музу, оборона стоит и Ленинград не сдан.
При входе в Дом Радио установлен бронзовый барельеф памяти поэтессы, голосом которой «говорил Ленинград».
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Август 1941 Ольга Берггольц
Гороховая ул. д. 57А
В 1988 году во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства на Гороховой, 57-а, где в годы Великой Отечественной войны был госпиталь, установлен памятник Ольге Берггольц. Скульптура О.Ф. Берггольц создана скульптором Ниной Григорьевной Сухоруковой в конце 1980-х годов по заказу Художественного фонда России. В 1988 году по предложению скульптора М.К. Аникушина статуя передана Ленинградскому областному колледжу культуры и искусства. По инициативе колледжа перед скульптурой создана стела в виде раскрытой книги с надписью:
"Из недр души я стих свой выдирала, Не пощадив живую ткань ее".
Набережная Черной речки, д. 20
По этому адресу поэтесса жила последние 16 лет, с 1959 по 1975 гг., о чем напоминает названный в ее честь сквер во дворе дома №20 по набережной Черной речки в Приморском районе Петербурга. В сквере имени Ольги Берггольц стоит памятник, посвященный ей. Лица самой Ольга Федоровны на нем нет, хотя «лицо» блокадной музы все же присутствует. Скульптура состоит из трех частей: печатной машинки, дневника и микрофона. На памятнике приведены фрагменты стихов Ольги Берггольц и комментарии к изображенным предметам: "Такие микрофоны использовались для радиотрансляции на блокадный Ленинград в 1941-1944 годах"; "Пишущая машинка "Ремингтон", "арестованная" в 1938 году вместе с Ольгой Берггольц и вместе с ней вернувшаяся на волю. На ней были напечатаны тюремные и блокадные стихи"; "Дневник 1949 года, пробитый гвоздем. Был приколочен под садовой скамейкой, чтобы его не нашли при обыске".
Памятник открыт 12 сентября 2014 года. Архитектор Валентин Федоренко, скульпторы Александр Спивак и Марина Спивак.
Волковское кладбище - Литераторские мостки (Расстанная ул.)
В 1975 году поэтесса была похоронена на Волковском кладбище. Только спустя 30 лет – в 2005 году, там был установлен памятник, скульптурная композиция в граните и бронзе, которую венчает контур окна, напоминающий четырехконечный крест, работа петербургского скульптора Владимира Горевого. Ольга Берггольц изображена такой, какой запечатлена на фотографиях 1941-1944 годов, когда ее голос звучал из репродукторов ленинградского радио.
Вот видишь – проходит пора звездопада,
И, кажется, время навек разлучаться…
…А я лишь теперь понимаю, как надо
любить, и жалеть, и прощать, и прощаться.
1956, 1960 г.
Пискаревское мемориальное кладбище
После войны на гранитной стеле, рядом с монументом «Мать-Родина», установленной на Пискаревском мемориальном кладбище, где покоятся 470 000 ленинградцев, умершие во время блокады и в боях при защите города, были высечены ее знаменитые слова:
« Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто».
Источники:
http://militera.lib.ru/prose/russian/berggolts_of/index.html - Говорит Ленинград
http://vokrugknig.blogspot.ru/2015/05/blog-post_16.html
http://www.olgaberggolc.ru/
http://www.cityspb.ru/blog-740581/0/
http://history.gradpetra.net/pamyatnik/0/6125.html