Есть в России город Луга Петербургского округа; Хуже не было б сего Городишки на примете, Если б не было на свете Новоржева моего. (А.С. Пушкин)
Высочайшее веленье… Значит, так тому и быть: Новый город при впаденьи Вревки в Лугу учредить. На песчаном косогоре, Соблюдая строгий план, Над рекой поднялись вскоре Домы первых горожан. И когда с тех пор минуло Лишь всего-то сорок лет, "Есть в России город Луга…", Зафиксировал поэт. Строчка пушкинская эта Имя Луги-городка Разнесла по белу свету Сквозь просторы и века. …Вот железная дорога Через город пролегла, С той поры быстрей намного Стал расти он … Было все-войны ненастье И промышленный расцвет, И, наверно, было счастья Больше, чем невзгод и бед. …Невдали от Петербурга Продолжает бытовать И поныне город Луга, Только что о нем сказать? Столбовой дорогой вскормлен, Он и стар, и нов собой, С многоглавием соборным Над мелеющей рекой. Пусть забылся прежний норов, Одного нельзя забыть: Есть в России Луга-город, Значит, так тому и быть!…(Александр Носков)
Уже стало небольшой традицией, знакомство с городом начинать с "верстового столба" или "нулевого километра", не лишен данной достопримечательности и Город воинской славы – Луга. Но здесь своя история.
Математика решает всё… Основанный в 1777 году город Луга стал промежуточным пунктом между крупными почтовыми станциями, расположенными в селе Рождествено и в деревне Пустынь, находящейся уже на псковской земле. Более 10 лет продолжалось строительство тракта. Самым трудным оказался участок от села Рождествено до Городца. Сложность представляла лесистая заболоченная территория Мшинских болот и высокие песчаные гребни левобережья Луги. К тому же на участке длиной более 70 верст от Ящеры до Городца не было ни одного поселения, подходящего для почтовой станции. Рассматривались три варианта: деревня Долговка на реке Ящере, деревня Жельцы, где собирались строить деревянный мост, и излучина реки Луги у Вревки. Верх взял математический расчет. Опробованная на Московском тракте смена лошадей на почтовых станциях позволяла проезжать 70 и более верст в день. А в мае 1784 года открылось движение по Порховской дороге, проходящей через Лугу. В дальнейшем эту дорогу называли по-разному: Динабургским, Двинским, Ковенским трактом, Варшавским шоссе. В конце XIX века дорога получила свое сегодняшнее наименование – Киевское шоссе. Почтовые станции того времени выполняли не только функции связи между адресатами, но и являлись транспортными узлами, где путешественники могли воспользоваться экипажами или сменить лошадей. Фактически до конца XIX века почтовое ведомство исполняло транспортные обязанности в российском государстве.
От крестьянской избы до управления Изначально почта находилась в ведении городничего. Каждая станция, в зависимости от разряда, имела установленное количество возниц, лошадей и экипажей и смотрителя, имевшего обычно низший четырнадцатый чин. До появления Главного почтового управления извоз был частным промыслом. Но постепенно взаимоотношения ямщик – государство входили в "высочайше утвержденные" нормы. Указы устанавливали порядок в гоньбе, ямскую повинность (отчисления) и определяли плату за прогоны. Так, в 1770 году за 10 верст пути взималось 12 копеек, а уже в 1827 – 25 копеек серебром, причем только за одну лошадь. Гоньба как вид транспортной услуги быстро дорожала. Проезд А.С. Пушкина от Санкт-Петербурга до Михайловского мог обойтись ему в 300-400 рублей, поскольку, кроме стоимости проезда, были дополнительные сборы, идущие в казну. Например, оплата за повозку от станции до станции – 12 копеек, за подмазку колес у собственных экипажей брали те же 12 копеек. Если же деготь и сало путешественник прихватил с собой, то все равно почтарям надо было давать 6 копеек на водку. 17 декабря 1796 года Павел I подписал указ о создании фельдъегерского корпуса – нового самостоятельного воинского подразделения. Этот корпус должен был обеспечивать надежную и быструю курьерскую связь с губерниями России и зарубежьем. Обмундирование фельдъегерей походило на драгунское, но было значительно ярче: кафтан зеленого сукна, воротник и обшлага красные, аксельбант и пуговицы золотые. Такая "красочность" имела и чисто практическое значение. Фельдъегерь, сидевший с кучером на облучке или стоявший на заднем приступке кареты, был виден издалека, и встречные повозки стремились быстрее освободить дорогу срочному экипажу. Хотя среди рядовых фельдъегерей дворян не было, но поручения высочайших особ и наличие красивого мундира поднимало их в глазах рядового населения на недоступную высоту. Избиение ямщиков и не успевших уступить дорогу возниц для фельдъегерей было обычным делом. Причем народ это воспринимал как должное, ямщики вытирали кровь и продолжали везти обидчика. Сами же фельдъегеря равняли себя с дворянами (за 20 лет безупречной службы им действительно присваивали дворянский титул), а дворянам, как они считали, позволено все. Но не только это придавало им смелости. Каждый фельдъегерь вместе с докладом о выполнении задания должен был отчитываться обо всем, что он видел и слышал в дороге: о настроениях крестьян, разговорах о власти и царственных особах. Фельдъегеря часто оказывались среди дворян, ночуя с ними в гостиницах или на съемных квартирах, порой принимали участие в карточных играх, хотя им это было строго запрещено. За особо важные сведения им выплачивались премии от Тайной полиции. Многие дворяне знали об этом, о чем можно судить по известной фразе А.С. Пушкина: "Без фельдъегерей у нас, грешных, ничего не делается...". С появлением манифеста Александра I от 8 сентября 1802 года "Об учреждении министерств" было создано Главное почтовое управление, входившее в состав Министерства внутренних дел и с этого времени почта полностью переходит к почтовому управлению на казенное обеспечение.
"Единый" ансамбль До нововведений, почтовые станции размещались в крестьянских избах, приспособленных для нужд проезжающих. Сохранилось донесение министру внутренних дел того времени В. Кочубею: "По всей дороге от Петербурга до Ямбурга нет для проезжающих никакого пристанища, кроме трактира в сем последнем городе". При Главном почтовом управлении был образован специальный комитет, одной из задач которого было проектирование и развитие почтовой инфраструктуры. Занялся этим известный архитектор Луиджи Руска. Это был первый в истории России опыт применения типовых проектов. Здания станций нужно было включить в единый ансамбль почтового тракта, растянутый на многие сотни верст. Однако каждая из станций находилась в специфическом ландшафтном и архитектурном окружении, часто являясь главным зданием населенного пункта. Каменные здания были дороги, потому почтовые станции из кирпича возводились только на Нарвском и Московском трактах. Их строительство началось в 1804 году. В Луге первая почтовая станция была деревянной двухэтажной (в ней останавливался А.С. Пушкин, именно здесь он записал о своей встрече с арестованным В. Кюхельбекером на станции в Залазах) и только в 1841 году был утвержден проект новой (каменной) лужской почтовой станции. Вся деловая жизнь Луги крутилась вокруг почтовой станции: ремонт личных экипажей, придорожная торговля, предоставление ночлега и питания проезжающим.
Телеграф Некое оживление в жизни города наступило в 1839 году, когда через Лугу прошла 1200-километровая линия оптического телеграфа, проложенная до Варшавы. Это было уникальное нововведение. Сначала была налажена связь столицы со Шлиссельбургом (1824 г.), потом с Кронштадтом (1834 г.) и Гатчиной (1835 г.). Варшавская линия состояла из 149 башен высотой около 15 м, расположенных друг от друга на расстоянии 8 верст. От Петербурга до Варшавы сигнал проходил за 15 минут. Депеша в 40 знаков передавалась за 22 минуты. Одна из башен телеграфа размещалась на Лангиной горе за Медведским шоссе. Следующим толчком в развитии города стало строительство нового Динабургского шоссе с одновременной реконструкцией почтовых станций. Почта в России на тот момент имела очень большое значение, ведь все царские указы и повеления должны были в срочном порядке доставляться в самые укромные уголки огромной страны.
Египетские мотивы на лужских просторах После "телеграфного бума" центр города украсило оригинальное кирпичное здание почтовой станции (1841 г.). Фасадом станция была обращена в сторону соборной площади. Воскресенского собора и гостиного двора (в настоящий момент здание гостиницы "Луга") еще не существовало; по свидетельствам современников, здание было видно почти от самого въезда в город. В то время увлечение египетскими мотивами было достаточно широким – знаменитые сфинксы на Университетской набережной в Санкт-Петербурге, "Египетские ворота" в Царском селе. В архитектуре лужской почтовой станции, находятся заимствования из храмового зодчества Древнего Египта, хотя бы в плоском завершении башни основного корпуса. И все же здание почты больше напоминало готические постройки, чем архитектуру страны фараонов, в основном благодаря использованию стрельчатых арочек при оформлении оконных ниш. Любопытно, что подобный проект уже был применен для строительства почтового дома в уездном городке Езироссы Ковенской губернии, переименованном в Новоалександровск. По бокам почтового двора тянулись флигели, в которых размещались конюшни, каретники и другие службы. В одном из флигелей находились помещения для смотрителя и ямщиков, в другом комнаты для проезжающих, а во дворе между торцами деревянных конюшен располагались шорная мастерская и кузница. С 1840 по 1850 год численность населения в Луге возросла в два раза. В городе на тот момент действовали лесопильня и небольшое кирпичное производство. Вырос штат чиновников и полиции. Увеличилась нагрузка и на почтовую станцию, ведь количество усадебных домов, куда петербуржцы выезжали на лето, быстро росло. Новая станция в Луге относилась к среднему классу. Точных данных о количестве лошадей, повозок и ямщиков не сохранилось, однако об этом можно судить по косвенным данным. Можно подсчитать и количество извозчиков. Чаще всего экипаж запрягался двумя коренниками или одним коренником и двумя пристяжными. На 40 лошадей необходимо было иметь минимум 10-12 ямщиков. В 1845 году на Гатчинской станции было уже 60 лошадей, а значит, в Луге их количество должно было быть не менее 50. Новые станции были вместительней и функциональней. Кроме извозчиков, в штате почтовиков были кузнецы, шорники, каретники и пастухи. Кормились при почтовой станции и горожане: гнали смолу и деготь, собирали походные пайки в дорогу. Вблизи станции находились мастерские сапожников и портных, во многих дворах были частные кузни. Купцы держали магазины с расчетом на проезжающих, имелся довольно большой винный погреб. Почти треть населения города во многом зависела от почтовой станции. Первые гостиницы в Луге появились лишь в 1870-х годах после открытия железнодорожного сообщения. До этого дворяне предпочитали останавливаться на ночлег в близлежащих усадьбах или снимать комнаты у местных купцов. Но вскоре все резко переменилось.
Варшавская железная дорога В 1858 году открылось железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Лугой. В 1869 году распоряжением Почтового ведомства все почтовые станции, находившиеся вдоль Варшавской железной дороги, были упразднены. Земское собрание Лужского уезда утвердило представленный управой проект "Положения о земской почте" (журнал земского собрания от 6 октября 1869 г.) Два раза в неделю земские почтальоны должны были объезжать 27 волостных правлений, доставляя туда из города и принимая от волостных писарей корреспонденцию. Доставка частной корреспонденции оплачивалась 5-копеечной земской почтовой маркой.
Немного "интересностей" В первой половине XIX века всем путешественникам полагался особый документ – "Подорожная грамота". В ней обозначался маршрут движения, количество положенных лошадей или чин проезжающего. Подорожная по казенной надобности была бесплатной, а за проезд по частным нуждам взималась поверстная плата. С середины XIX века она составляла 0,5 копейки за версту на одну лошадь.
Из инструкции от 30 сентября 1825 года, оберегавшие фельдъегерей, ямщиков и смотрителей от обид и произвола: "Путешествующим строго запрещается чинить смотрителю притеснения и оскорбления или почтарям побои; за все такие поступки взыскано будет по 100 рублей в пользу почтовой экономической суммы". Там же был и пункт по охране труда почтовых служащих: "Чтобы смотрителю лучше дышалось, во всех почтовых домах устроить в окошках форточки для впущения воздуха".
У станционного смотрителя было много обязанностей. Он всегда должен был носить форменную одежду, отвечал за чистоту станции, опрятность лошадей и повозок, должен был следить, чтобы на территории станции никто не шумел и не кричал. А главное, был обязан "все правильные требования всякого проезжающего немедленно исполнять с кротостью и учтивостью, не позволяя себе ни малейшей грубости". В первую очередь предписывалось обслуживать особ высших классов, государственных курьеров и фельдъегерей, из-за чего путешественники подолгу ожидали лошадей. Имея чин титулярного советника, А.С. Пушкин относился всего лишь к 10-му классу в "табели о рангах", и на почтовых станциях ему часто приходилось пропускать вперед других. Возможно, именно такая задержка и вызвала появление известного экспромта о городе: "Есть в России город Луга… "
Через Лугу неоднократно проезжали крупные чиновники, губернаторы южных провинций, иностранные послы, следовавшие в Санкт-Петербург через Варшаву, и даже венценосные особы. Император Александр I проезжал через Лугу около двадцати раз. Александр Сергеевич Пушкин – 13 раз, в том числе через город везли и его тело после дуэли. Не меньше хлопот доставляли царские курьеры, в 1821 году почти ежедневно возившие депеши от царя маркизу де Траверсе и обратно.
На смену старому… Здание почтовой станции просуществовало более 100 лет на одном и том же месте. В начале 70-х годов прошлого века оно было снесено. На его месте было построено нынешнее здание лужской почты, ничем особо не примечательное. Только лишь установленные часы (сейчас - на боковой стене) напоминают, что время остановить невозможно, и оно все дальше и дальше отодвигает от нас старую почтовую Лугу.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: