Уже стало небольшой традицией, знакомство с городом начинать с «верстового столба» или «нулевого километра», не лишен данной достопримечательности и Город воинской славы – Тверь. Но здесь своя история.
Прошлое почтового дела … Существование почты в России следует считать от времен великого князя московского Ивана III. В его правление в последней четверти XV века на дорогах Руси появилась сеть почтовых станций ("ямов"), где проезжающие государственные курьеры меняли лошадей. Система, которую описал впервые в 1520-х гг. посол Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн, поражала иностранцев своей отлаженностью и эффективностью. Государственная депеша из Москвы в Новгород шла не более суток, что при качестве дорог в России тогда было невероятной скоростью. Почтовая гоньба как система была заимствована из Орды, но, несмотря на это обстоятельство, прижилась в нашей стране и пережила более четырех столетий. Первые письменные известия о существовании почтового яма в Твери относятся к середине XVI века, хотя через территорию бывшего Тверского княжества почтовые тракты пролегли еще на полвека раньше. Изначальная идея – брать лошадей и провожатых с населения – оказалась очень тяжела для жителей. Крестьяне стали разбегаться из селений, расположенных вдоль больших дорог. И тогда появилось особое сословие в России – ямщики, профессиональные работники почтовой службы. Тверские ямщики жили слободой у городской границы, на территории современной Советской площади. Ямщики обладали множеством привилегий. Они не учитывались при переписях вместе с остальными посадскими людьми, не платили большинства государственных податей, в спорах по поводу земли с остальными горожанами государство чаще вступало на их сторону. Но взамен от ямщиков требовалась тяжелая служба, с лихвой покрывавшая все льготы. Ямщики несли ответственность за корреспонденцию, могли сутками в любую погоду находиться в дороге, нести всевозможные лишения. В XVIII веке в работу почтовой службы был внесен европейский порядок. В 1767 г. в Тверь был назначен первый почтмейстер – подпоручик барон Витте. Тогда же в городе на Полуциркульной или Почтовой (ныне Советской) площади было построено здание для почтовой конторы. В 1798 г. почтовое ведомство обменяло свой особняк на дом купца Василия Волкова (по другим источникам "купило"), находившийся рядом на этой же площади. И с тех пор здание неоднократно расширялось и перестраивалось. Особняк купца Волкова был в тот период одним из лучших зданий в городе. К сожалению, он не сохранился. В 1843-1844 годах рядом со старым зданием был построен двухэтажный флигель (располагался на нынешней ул. Советской, д. 19), до наших дней не сохранился. В 1913 –1918 гг. его сменил новый дом (во многих источниках его называют "здание старого Главпочтамта", существует и сейчас по адресу: ул. Новоторжская, д. 24), построенный по проекту архитектора И.В. Скрутовского. Почтамт начала XX века получился действительно очень представительным – его главный фасад, выходящий на Полуциркульную площадь, слегка вогнут, повторяя ее очертания. Все фасады украшены пилястрами, арочными окнами, аттиками. Частично декор здания перекликается с украшениями Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. На стене здания укреплена мемориальная доска со словами: "В этой части здания, выстроенной в 1843 году и реконструированной в 1-й четверти XX века Тверская почтово-телеграфная контора открыла свои первые телеграфную (9.05.1867 г.) городскую телефонную (7.08.1897 г.) и междугородную телефонную (15.02.1901 г.) станции». В нем почта располагалась до 1987 г. – до переезда в здание современного почтамта (адрес: ул. Советская, д. 31). В последней четверти ХVIII века, помимо Твери, действовали почтовые конторы в Кашине, Калязине, Корчеве, Бежецке, Красном Холме, Весьегонске, Вышнем Волочке, Осташкове, Ржеве, Зубцове, Старице и Торжке. Со строительством Петербурга главным в России становится тракт Санкт-Петербург – Москва, проходивший через Тверскую губернию и ее самые большие города Тверь и Торжок. Почта в ту пору доставлялась из Твери до Москвы за 14 часов. На доставке почты работали ямщики, скоростная почта доставлялась верховыми гонцами.
Ящик. Конверт. Открытка В 1848 г. в Твери был установлен первый почтовый ящик и стала действовать внутригородская доставка писем или городская почта, немного позже она была введена и в других крупных уездных городах. С этого времени появилась и современная форма писем – закрытое письмо-"куверта", или, как нам привычнее, конверт. Минимальная стоимость пересылки по стране была сделана единой, хотя и довольно высокой: 10 копеек серебром (такова же была и стоимость первой почтовой марки – своеобразной платежной квитанции, наклеивавшейся на письмо). При главном почтамте и в почтовых отделениях уездных городов появились первые почтовые ящики. Соответственно, письма, содержание которых позволяло отправлять их без конверта, стали именоваться открытыми, или открытками. Именно почтовая служба вызвала к жизни такой популярный вид сувенира конца XIX–XX вв., как открытка с видом города. Теперь видовые открытки служат для нас ценнейшим историческим источником по истории тверских и в целом русских городов. В Тверской губернии в уездах выпускались и свои почтовые марки, поскольку государственная почта не доходила до каждого населенного пункта, и в уездах доставка корреспонденций осуществлялась уже местными силами: земской почтой.
Лошадьми и «самолетами» Расцвет почтовых станций в Тверской губернии пришелся на 1840-е гг. В это время, например, в Твери для нужд почты содержалось более двухсот лошадей. В 1851 г. после окончания строительства железной дороги Санкт-Петербург – Москва в почтовой связи Твери появилось новое средство перевозки почтовой корреспонденции и количество лошадей на ямском тракте сократилось на треть. В 1855 г. по инициативе тверского почтмейстера Д.А. Немятова была налажена перевозка почты до Рыбинска по Волге пароходами товарищества "Самолет". На пароходах этого товарищества была организована такая услуга, как прием корреспонденции от пассажиров, и размещались почтовые ящики.
Реформа В 1885 г. происходит административное слияние почты и телеграфа. Был создан Тверской почтово-телеграфный округ, объединивший средства связи Тверской и Новгородской губерний. В начале ХХ века на территории Тверской губернии работали 15 почтово-телеграфных контор, 11 почтово-телеграфных отделений, 48 почтовых отделений. После Октябрьской революции 1917 г. перед связистами была поставлена задача обеспечить доставку почтовой корреспонденции и газет в каждый населенный пункт. К 1921 г. общее количество учреждений связи в Тверской губернии увеличилось втрое. К 1941 г. население 70 райцентров обслуживали 5367 пеших и 54 конных почтальона. На почтовых маршрутах действовали 49 конно-почтовых станций, использовались 178 лошадей управления связи и 920 наемных лошадей. Имелось 110 автомашин, применялись местная авиация и речные катера. В 1957 г. в Калининской области началось внедрение моторизованной доставки почты: корреспонденцию на автотранспорте привозили в специально оборудованные опорные пункты, откуда ее забирали почтальоны. В период с 1970 по 1991 гг. практически во всех райцентрах для почты и электросвязи были построены новые типовые здания. В 1993 г. произошло разделение отраслей связи по формам собственности и создано государственное учреждение: управление Федеральной почтовой связи Тверской области.
Новый Главпочтамт 20 июля 1978 года в Калинине появилось новое здание Главпочтамта, которое расположилось на Советской улице рядом с Обкомом партии, всего в нескольких сотнях метров от Центрального парка и рядом с набережной Волги (ул. Советская. д. 31). Здесь был большой операционный зал площадью в 300 квадратных метров и зал для междугородней телефонной связи на 29 кабинок. Вдоль Рыбацкой улицы вытянулся производственный корпус, где трудилось в ту пору около 3000 человек. Здание трехэтажное (полностью сохранилось до наших дней), серое, практически лишено декоративных элементов за исключением рельефной композиции с изображениями Земного шара и космического спутника связи, размещенной на главном фасаде. Здание являет собой типичный образец гражданской архитектуры советского периода. По отзывам местных жителей, Главпочтамт заслуживает самой высокой оценки среди почтовых отделений города.
Секретный бункер Кстати, ни для кого не будет тайной информация, что под зданием Главпочтампа (Главного почтового отделения Тверского региона и Твери) расположен бункер. Убежище создано для защиты работающей смены Главпочтамта от внешних факторов воздействия при ракетно-ядерном ударе или при других ЧС. Таким образом обеспечивается бесперебойность управления связью тверского региона по резервным каналам связи. Как понимаете посетить непросто это место, но упомянуть о нем в описание тайника необходимо. Остается только почитать и посмотреть информацию о нем, найденную на просторах интернета: тут итут. А если у кого-то есть дополнительные сведения, делитесь в интернет-блокноте тайника.
Международный почтовый тракт 17 сентября исполнилось 350 лет международному почтовому тракту Москва - Тверь - Великий Новгород - Псков - Рига. Из книги М.А. Федоровича и др. "История московской почты": "…первая почта была отправлена из Москвы 17 сентября 1668 года. Не обошлось при этом и без крупных недоразумений. Когда гонец из Вышнего Волочка привез почту на ям Новый Торжок, там не только не приняли почты в соответствии с установленными правилами, но и даже связали ямщика и арестовали до приезда пристава. Арестованному удалось бежать, но кафтан и письма остались. Ямщики Вышнего Волочка, оставшись без кафтана, не знали, как возить им почту в дальнейшем. С 20 сентября 1668 года почтовое сообщение на тракте Москва – Тверь – Новгород – Псков – Рига стало регулярным». Это было выдающееся событие, поскольку регулярной доставки иностранной корреспонденции в Россию в то время еще не существовало. Газеты и письма передавались от случая к случаю, с оказией или нарочными гонцами. При благоприятных условиях из Москвы до шведского рубежа почта шла 10-12 дней. Когда начиналась весенняя распутица, времени требовалось в два раза больше. Несмотря на столь серьезные недостатки, в последующие годы положение Рижской почты упрочилось. Через нее в основном шли письма торговых иноземцев. Чтобы ускорить доставку писем, был введен эстафетный способ перевозки почты. Почтари обменивались почтой на станциях, в отличие от прежней почты, когда почтарь проезжал весь путь без смены. Почтарям выдавали особую подорожную, на которой отмечалось время прибытия и убытия со станций. Теперь стало очень просто контролировать ритм движения почты. В подорожную также заносились сведения о повреждении почтовых сум и печатей. Чтобы отправить письмо по международной почте, его надо было отвезти в Посольский приказ и вручить "начальствующему над почтой". Отсылаемые и приходящие письма подвергались цензуре. Письма, содержащие вредные для государства сведения, задерживались. Для иностранной корреспонденции было сделано пять ящиков. Внутренняя корреспонденция перевозилась в мешках. Почтарям не разрешалось принимать к перевозке незарегистрированные письма, а жившим в России иностранцам запрещалось посылать с корреспонденцией своих или наемных гонцов. Служащие государственной почты были одеты в кафтаны зеленого цвета. На правой стороне кафтана был нашит орел из красного сукна, а на левой – рожок. С этого времени зеленый цвет становится доминирующим в российской почте.
Десять лет назад, в честь 340-летия первого международного почтового тракта, в Торжке и Вышнем Волочке были установлены верстовые столбы. Появился этот главный почтовый символ и в Твери в тот же год 18 сентября у Тверского почтамта на улице Советской, д. 31. Наподобие тех, что с незапамятных времен являлись обязательным атрибутом на всех почтовых маршрутах и важным ориентиром для путешественников. Изготовлен он из дерева и имеет высоту три метра. Правда, в отличие от своих далеких предков, окрашен в корпоративные цвета ФГУП "Почта России" – белый и синий. На его верхушке указаны расстояния в верстах до Москвы, Пскова, Новгорода и Риги. И поныне он привлекает внимание и местных жителей, и гостей города.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: