Строительство узкоколейки в Аукштайтии (Aukštaitija), северо-восточном районе страны, было начато в 1891 году, а 11 ноября 1895 года был построен первый участок железной дороги, соединивший населённые пункты Поставы (Pastovai) и Швенчёнеляй (Švenčionėliai). В то время он назывался «Свенцянский узкоколейный подъездной путь» и имел ширину колеи 750 мм (при тогдашней стандартной колее 1524 мм).
В 1898 году узкоколейная железная дорога достигла Паневежиса, и осенью 1899 года по новой ветке были пущены первые поезда. Узкоколейка продолжала строиться, в 1916 году для нужд немецкой армии были проложены новые участки шириной 600 мм.
Время между двумя мировыми войнами считается временем процветания Аукштайской узкоколейной железной дороги, в это время она использовалась многими отраслями экономики страны. Из Паневежиса, который был центром региона, по районам развозились древесина, мука, лён, зерно и другие продукты.
В 90-х годах прошлого века, после восстановления независимости Литвы, узкоколейка какое-то время функционировала, как часть компании Литовских железных дорог «Lietuvos Geležinkeliai». Постепенно на участках железной дороги прекращалось движение, пока в 2001 году дорога не была закрыта для пассажиров.
Создание музея
Несмотря на остановку дороги, в виду той ценности, которую представляет Аукштайская узкоколейка для Литвы, было решено сохранить всё, что представлялось возможным.
Незадолго до полного прекращения движения, в 1996 году, дороге был присвоен статус национального технического наследия, и железная дорога стала функционировать как исторический и туристический объект. Тогда же началась подготовка к организации музея: сбор документов, фотографий, оборудования. В 1999 году, к 100-летнему юбилею дороги, на бывшем товарном складе была открыта временная музейная экспозиция.
В 2003 году некторые объекты дороги были объявлены культурным наследием, и в 2005 году было начато частичное финансирование работ по их восстановлению и содержанию, в том числе и из средств ЕС. К таким, охраняемым государством, объектам относятся здание депо, железнодорожные станции в Паневежисе, Аникщяе и других городах, водонапорные башни, склады, рельсы и другие технические объекты.
Самым ценным экспонатом музея является паровоз Кч4, так называемая «Кукушка», легенда узкоколейных железных дорог. Он был изготовлен на заводе „Škoda“, и в 2002 году его подарил музею предприниматель Йозеф Федорович.
Путешествие в прошлое
Железнодорожная станция Аникщяй, являющаяся частью Музея узкоколейки, была построена в 1901 году, и посещение станции можно смело назвать путешествием в прошлый век. Для того времени станция была очень современной, технически оснащенной и являлась своеобразным культурным центром городка.
Помните замечательный фильм «Безымянная звезда»? Здесь, в Аникщяе, похоже, происходило что-то подобное. По вечерам на вокзале собирались жители городка не только для того, чтобы проводить или встретить поезд, но чтобы просто погулять по перрону и обсудить технические диковинки: водонапорную башню, рельсы, переключатели, вагоны.
В 1930 году, во время праздника, посвящённого Витаутасу Великому, на станции был посажен 7-летний дуб, в корни которого работники вложили стеклянную бутылку с письмом. В послании потомкам была описана текущая ситуация в Литве, и оно было скреплено подписями всего станичного персонала. Этот дуб растёт и сегодня.
Главным экспонатом музея является, безусловно, двухэтажный деревянный вокзал с резными наличниками на окнах, дверях и по краю крыши, с деревянными полами и изразцовой печкой внутри. Так или примерно так выглядели все вокзалы Литвы сто лет назад. На первом этаже расположен зал ожидания и билетные кассы. К залу ожидания примыкают кабинет начальника станции и служебные помещения. Там же, на первом этаже, расположен архив и магазин. На втором этаже устроена трёхкомнатная квартира.
Недалеко от вокзала расположена небольшая аккуратная водонапорная башня, в которой всё сохранилось так, как было 100 лет назад. Вода из реки перекачивалась в водонапорную башню, а оттуда распределялась по локомотивам. С 1957 по 1962 годы старые локомотивы были заменены дизельными паровозами, и башня утратила своё функциональное значение, но сохраняется сегодня как достопримечательность.
Одним из интересных экспонатов музея является такой же старый гидрант, притаившийся между двумя железнодорожными колеями. В былые времена он использовался для обеспечения водой паровозов.
Мост, ещё одна из достопримечательностей железнодорожной станции Аникщяй, несколько раз перестраивался. Самый первый деревянный мост был построен в 1905 году, затем, в 1936 году, он был заменён на металлический. Во время Второй мировой войны мост был взорван и восстановлен уже в послевоенный период. С моста открывается великолепный вид на живописные окрестности реки.
Как на любой железной дороге, в Аникщяйском музее главным действующим лицом является подвижной состав, «жемчужиной» которого является паровоз «Кукушка», о котором уже упоминалось выше. Он находится в рабочем состоянии и возит небольшие, с ярко окрашенными вагонами, составы с группами туристов. Здесь же, на колее, можно увидеть самые разные дрезины: ручные, велодрезины, дрезины с прицепным вагоном и так далее. В зимнее время всё это богатство хранится в пакгаузе, вместе с остальным инвентарём.
Тем же, кто хочет ознакомться с бОльшим количеством экспонатов, нужно пройти в специально построенный для музея большой павильон, своеобразное паровозное депо. Здесь можно увидеть разные паровозы и вагоны, бегавшие в своё время по рельсам узкоколейки. Это и паровоз Кч4, относящийся к 50-м годам прошлого века, и более современный ТУ6А, вагон-ледник и даже такое экзотическое приспособление, как грузовик, приспособленный для рельсов. Экспонируются также инструменты для обслуживания железной дороги, печати железнодорожников, средства сигнализации и другие приспособления. Самым старым экспонатом является довоенный телефон – коммутатор с десятью линиями для обслуживания станции. Видно, всё, начиная от паровозов и заканчивая фотографиями, бережно и с любовью сохраняется.
Музей узкоколейки в Аникщяе работает с туристами только в тёплое время, с мая по октябрь. На содержание музея государством выделяются средства, однако многое в этом музее не случилось бы без помощи добровольных помощников — волонтёров. Энтузиасты даже создали специальный клуб добровольцев, помогающих узкоколейке, в который может войти любой желающий, в том числе старшеклассники.
Добровольцы собирают материалы для музея, помогают с уборкой мусора весной, благоустраивают территорию, помогают при проведении экскурсий и праздников. В общем, своими руками творят чудо под названием «Музей узкоколейки», который, благодаря таким неравнодушным людям, становится всенародным достоянием в полном смысле этого слова.
Сейчас единственный в Литве уникальный технический памятник, который люди ласково называют “узкоколейка”, обслуживает туристов во время развлечения и познания истории железной дороги. Участок Аникщяй – Рубикяй манит на романтический пикник по “узкоколейке” до красивого озера Рубикяй. Этот экзотическая поездка для семей и всем кто устал от городского шума.
Адрес: Ул. Вильтес 2, Аникщяй Время работы: Май-октябрь. С понедельника до воскресенья, 10.00 -17.00. Ноябрь-апрель. Договариваться заранее по тел.: (8 ~ 381) 58015 (8612) 81067, или обращаться к персоналу дома А. Жукаускаса-Венуолиса.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: