Замечено, что туристы в разговоре про достопримечательности и «фишки» Санкт-Петербурга первым делом вспоминают Эрмитаж, Кунсткамеру, белые ночи с мостами, крыши и проходные дворы. Именно про последние я и хочу поговорить в данной серии тайников. Конечно, в других городах тоже есть проходные дворы, но исторически при их упоминании у любого жителя нашей страны «всплывает» Петербург.
Немного истории. Строить дома «сплошной фасадой» распорядился еще Петр I. Земля в Северной столице постоянно дорожала, и возведение П-образных домов становилось расточительным. Недостаток земли в центре города приводит к строительству зданий, тесно примыкающих друг к другу. Так появляются целые кварталы со сплошным фасадом. В это же время становятся популярными доходные дома. Чтобы получить максимальную прибыль, домовладельцы застраивали свои участки как можно плотнее. Затем они стали надстраивать до 5-6-ти этажей уличные фасады и позже - хозяйственные постройки, выходящие в дворовую территорию, а потом и ее перегораживали узкими домами-пеналами. Так образовывались строения самой необычной формы, соединявшиеся друг с другом, и появлялись дворы-колодцы с причудливыми арками и воротами. Часто помещения на первых этажах вообще не имели окон и предназначались для хозяйственных нужд.
Сегодняшняя наша цель - это дворы дома Бенуа. Его полный адрес: Каменноостровский проспект, дом 26-28; Кронверкская улица, дом 29; Большая Пушкарская улица, дом 37.
Памятник истории и культуры регионального значения. Этот доходный дом, построен по заказу Первого Российского страхового общества в стиле неоклассицизма по проекту Л. Н. Бенуа, Ю. Ю. Бенуа и А. Н. Бенуа при участии А. И. Гунста. Дом иногда называют "домом трёх Бенуа". Проект здания по адресу Каменноостровский проспект, дом № 26-28, был утверждён в апреле 1911 года. Строительство было окончено в 1912 году.
Мягкая пластика фасадов, облицованных светло-серым горшечным камнем (талькохлоритом), специально доставлявшимся для постройки из Швеции. Этот камень не впитывает воду и мало разрушается. Въезд в открытый парадный двор-курдонёр оформлен двурядной дорической колоннадой из красного гангутского гранита. Этим же камнем облицована цокольная часть зданий, а мелкими его обломками, выложенными в виде мозаики, отделаны стены первого этажа во внутреннем дворике. Боковые фасады орнаментированы чередующимися парами грифонов и растительными гирляндами. На эркере - рельефные изображения рыб.
Другая часть дома, выходящая на Кронверкскую (дом № 29) и Большую Пушкарскую (дом № 37) улицы, построена в 1913—1914 годах.
Дом включал новинку для того времени - несколько десятков встроенных гаражей. Дом составлял единый жилой комплекс из 250 благоустроенных квартир.
Все корпуса огромного комплекса соединяются при помощи целой системы дворов, которых насчитывается более десяти. Комплекс домов был обеспечен всеми современными для того времени коммуникациями: паровое отопление, встроенные лифты, электричество, гаражи, телефоны. Имелись своя электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь, снеготаялка. В то время это был самый большой жилой комплекс в Санкт-Петербурге. В цокольном этаже располагались различные магазины.
Внутренняя планировка корпусов выделяется своей продуманностью и функциональностью. Несмотря на то, что парадные лестницы дома были выведены в открытые дворы-курдонёры, многим квартиросъёмщикам приходилось пользоваться чёрными лестницами, которые выходили в классические петербургские закрытые дворы. Таким образом, проблема узких «дворов-колодцев» в многоквартирных домах Санкт-Петербурга в этом проекте так и не была решена. Однако эта «новостройка» представлялось современникам чуть ли не как идеальный образец будущих многоквартирных зданий в городе. Это был один из самых благоустроенных домов начала XX века.
До 1917 года в корпусе со стороны Кронверкской ул. находились три лазарета, контора изысканий Арало-Каспийской железной дороги.
После Октябрьской революции, в ноябре 1918 года, часть квартир дома была «уплотнена» и превращена в коммунальные, а некоторые квартиры предоставлялись партийным деятелям, в том числе руководителям города. Впоследствии многие из них были репрессированы. Так, в 1934—1938 годах в корпусе по Каменноостровскому проспекту произошли аресты в 55 из 123 квартир.
В 1918—1920 годах в квартире № 116 располагался клуб финских коммунистов им. Куусинена. 31 августа 1920 в результате заговора так называемой «револьверной оппозиции» в этой квартире были расстреляны члены руководства КПФ, в том числе Юкка Рахья, сопровождавший Ленина в ночь на 25 октября 1917 с конспиративной квартиры на Сердобольской улице в «штаб революции» в Смольный институт. В 1920-х годах здесь находились редакция газеты финских коммунистов «Вапаус» (её главный редактор К. К. Лепола жил в этом же доме), Дом просвещения и финский клуб «Кирья» (в квартире № 2).
С 1956 года в доме работает Музей C. М. Кирова (c 1991 — филиал Музея истории Санкт-Петербурга).
С 1999 года в цокольном этаже со стороны Каменноостровского проспекта даёт представления театр «Остров», в фойе которого устроен музей писателя и драматурга А. М. Володина.
В «доме Бенуа» жили многие выдающиеся личности: первый секретарь Ленинградского губкома партии С. М. Киров, председатель Петроградского Совета и Исполкома Коминтерна Г. Е. Зиновьев, композитор Д. Д. Шостакович, архитекторы А. А. Оль, А. Л. Берлин, актеры Б. А. Бабочкин, Н. К. Черкасов, живописец Е. А. Кибрик, художник А. А. Мыльников и другие.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: