27 августа 1992 года, в 22.45 при заходе на посадку в аэропорт Иваново (Южный), прочесав лес правым крылом и перевернувшись, разбился самолет Ту-134А, выполнявший регулярный пассажирский рейс «Минеральные Воды - Донецк – Иваново» (SU2808). Погибли все 84 человека, находившиеся на борту. В поселке Лебяжий Луг, куда рухнул самолет, не дотянув три километра до посадочной полосы, были частично разрушены двухэтажный дом – квартиры четырех семей (без жертв - только пострадавшие, смотревшие поздно вечером телевизор), старенький жигуленок семьи Гудковых и множество сараев со скотиной. Рейс SU2808 вылетел из Донецка в 21:03. На его борту находились 7 членов экипажа и 77 пассажиров, в том числе 21 ребёнок. Взлёт и полёт до Иваново проходили штатно, без нарушений. За двести километров до Иванова экипаж начал готовиться к посадке и вскоре вышел на связь с ивановским диспетчером. Все шло нормально, лишь радиотехника, необходимая для посадки, отчего-то была включена с опозданием. Когда самолет начал снижаться у областного центра, отклонение от курса было уже слишком большим. Не подходила для посадки ни высота, ни скорость. Машину нужно было разворачивать и отводить за Лежнево, а то и дальше, чтобы зайти на посадку снова. Разворачивать при этом нужно было легко, в несколько приемов. Командир же развернул самолет слишком резко. Штурман Михаил Коновалов едва ли не кричал ему, что нужно уходить и делать еще один вираж. Командир же только усмехнулся: - Вы что, садиться не думаете? - и послал самолет вниз.
В 4500 метрах от аэропорта при боковом уклонении 100 метров вправо, высоте 180 метров и скорости 360 км/ч командир попытался энергично вывести самолет на посадочный курс, для чего ввел его в левый разворот с креном до 35°. На высоте 120—130 метров в 3700 метрах от взлетной полосы, командир начал выводить самолет из крена, не уменьшая скорости снижения. На высоте около 80 м штурман сделал последнюю попытку убедить командира самолета в необходимости ухода на второй круг. Через 2 секунды после этого, на высоте, примерно, 60-70 м штурвал был резко взят "на себя". Такой темп мог быть обусловлен лишь попыткой предотвратить столкновение с препятствиями, которые экипаж, по всей вероятности, увидел визуально. Однако, отсутствие запаса по высоте не позволило предотвратить столкновение с деревьями на высоте 20-26 м. В 22:44 в 2962 метрах от торца ВПП на скорости 370 км/ч рейс 2808 столкнулся правым крылом с верхушками деревьев. В этот момент самолёт находился в 60 метрах левее линии пути. Правое крыло начало разрушаться, лайнер опрокинулся вправо и, пролетев ещё 512 метров, рухнул на землю в 2450 метрах от торца ВПП аэропорта Иваново на посёлок Лебяжий Луг Ивановской области.
Члены экипажа тщетно пытались обратить внимание на ошибки своего командира. Вот что зафиксировали бортовые самописцы:
- Курс какой там? Десять, что ли? - спрашивал командир Груздев штурмана. - Нет, нет, влево доверни, влево пять, - отвечал тот. - А меня что-то к четвертому тянет! - отрезал Груздев. - Доверни, командир, на привод! - уговаривал штурман руководителя, но тот не обращал на него никакого внимания.
Расследование Межгосударственного авиационного комитета СНГ определило, что отказов и неисправностей самолёта не было, взрыва и пожара в воздухе не было. Основной причиной трагедии стал авторитаризм опытного 53-летнего командира экипажа (летчик с 31-летним стажем налетал около 400 часов на Ту-134), принявшего неправильное решение при посадке (его останки нашли последними в километре от поселка, в болотине, в первой точке соприкосновения с землей только спустя неделю). Из-под обломков извлекли двести семьдесят фрагментов человеческих тел. Все они были описаны, а затем опознаны родственниками. Последняя фраза из записи черного ящика: «Уходи, Николаич…». И потом - тишина… Кроме того, было установлено, что диспетчеры аэропорта Иваново действовали с нарушением технологии и должностных инструкций, не сообщив экипажу вовремя об имеющихся отклонениях от курса и глиссады. А самое главное - только в атмосфере полной бесконтрольности летного состава в авиаотряде, как констатировала потом комиссия, экипаж погибшего самолета мог сознательно пойти на грубые нарушения основных норм безопасности… Все было кончено в 22 часа 44 минуты 47 секунд - именно в это время перестал работать "черный ящик". За 10 секунд погибли все, кто находился на борту. Останки погибших опознали и захоронили в отдельных могилах. На месте трагедии прошла православная панихида и был возведен обелиск в память о жертвах аварии.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: