Автор: debugger
Создан: 29.07.2017
Опубликован: 02.05.2018
(отредактирован: 21.09.2018)
Компаньоны: сын
Описание окружающей местности
Наверное, многие ездили по дороге Карачаевск — Кисловодск через перевал Гумбаши. Практически все проезжающие (ну, может быть, кроме местных джигитов, гоняющих туда-сюда по нескольку раз в неделю) делают остановку на смотровой площадке перевала, чтобы обозреть открывающуюся панораму Главного Кавказского хребта, и, если повезёт с погодой, посмотреть на громаду Эльбруса. Кешеры заезжают чуть повыше перевала к одноимённому тайнику, откуда открывается ещё более завораживающий вид.
Бывал на перевале Гумбаши и я, и, как все, стоял, заворожённый Эльбрусом. Проезжая через Гумбаши в 2006 году, я приметил грунтовку, уходящую с перевала куда-то в сторону Эльбруса. Ну нельзя же было не попытаться по ней проехать! И я попытался. Под впечатлением той поездки был написан вот этот текст (он был написан в 2009 году для ныне недействующего тайника «Тохана»):
Эта грунтовка довольно примечательна. Обычно дороги в горах проложены по дну ущелий, вдоль рек, реже по склонам. А если какая дорога и поднимается на самый верх, то только затем, чтобы, перевалив хребет, тут же спуститься в другое ущелье. (Возьмите ту же дорогу Карачаевск — Кисловодск: сначала она идёт по ущелью Мары, потом поднимается на перевал, чтобы тут же уйти в ущелье Подкумка.) Но эта дорога не такая! Она идёт по вершинам! Практически всё, что находилось сзади, слева и справа — ниже её, и только впереди по курсу возвышается громада Эльбруса.
Впечатление, как будто находишься на крыше мира. Если не на крыше всего мира, то, по крайней мере, на крыше этой его эпсилон-окрестности части. А дорога проходит как раз по коньку, по гребню крыши.
Слева и справа от дороги на склонах располагаются небольшие, поначалу еле заметные складочки, и в каждой складке из земли сочится небольшая струйка воды. Это — (за)рождающиеся реки и речные долины. Скатываясь по склону, складки становятся заметными ложбинами, струйки — ручейками. Ещё чуть пониже — и ручейки, сливаясь, образуют речушки. Дорога идёт по линии водораздела: ручейки справа от дороги несут свою воду в Азовское море, а ручейки слева — в Каспийское.
«Крыша», по которой идёт дорога, покрыта травой и является отличным пастбищем для овец, коров и коз. Когда-то она активно использовалась, в советские времена здесь работал бечасынский сырзавод, но потом пришло запустение. От ЛЭП остались только столбы без проводов, местами упавшие, сырзавод не действует, а вдоль дороги часто встречаются развалины построек. В последнее время на «крыше» наблюдается некоторое оживление, пасущиеся стада уже не являются редкостью, но до былого размаха дело ещё не дошло.
Сейчас (в 2017 году) водозабор восстанолен на прежнем месте, а водопровод проложен новыми пластиковыми трубами. Линии электропередач выглядят действующими. Всё больше скота и кошей. Сырзавод сырзаводом, по-моему, всё ещё не является, но обитаем: скорее всего, его бывшие здания используются в качестве премиум-коша.
Как я недавно узнал, на Бечасыне ещё в дореволюционное время располагался маслосырзавод знаменитого «Торгового дома Бландовых». Где именно он располагался, мне неизвестно, но вряд ли сырзавод советского периода возник на пустом месте.
После сырзавода можно заметить идущую вдоль дороги металлическую трубу диаметром сантиметров сорок-пятьдесят. Время от времени на трубе встречаются боковые отводы, на концах оборудованные запорными вентилями. Это водопровод, по которому на Бечасын подавалась вода для скота. В верховьях Тоханы был оборудован водозабор и вода самотёком (из-за разницы высот) подавалась до сырзавода. Сейчас водопровод не работает. Но трубы, в отличие от электрических проводов, почему-то уцелели.
Кстати, после сырзавода по дороге проходит граница между КЧР (Карачаево-Черкесией) и КБР (Кабардино-Балкарией).
Километр за километром дорога приближается к Эльбрусу и понемногу поднимается всё выше и выше. По мере продвижения наблюдается интересный эффект: мы как будто едем на машине времени, откручивая время назад. В начале этой грунтовки лето было в полном разгаре, а здесь лето только начинается: те травы и цветы, которые в начале дороги уже отцвели, здесь ещё только расцветают; у перевала Гумбаши снег давным-давно растаял и почва просохла, а здесь снег сошёл совсем недавно и почва ещё полна влаги.
Как это не удивительно, но здесь, в горах, на высоте более двух тысяч метров, есть болота. Если вы захотите объехать лужу на дороге по изумрудно-зелёной травке, сначала разведайте намеченный объезд пешком.
Однако, всё заканчивается, и «крыша» тоже. Дорога подходит к истокам Худеса и вплотную к горам, которые выше «крыши». Дальше по гребню ехать невозможно, и дорога уходит туда, где положено быть нормальным горным дорогам — в ущелье (Тоханы).
Эта «крыша мира» и есть плато Бечасын.
Написание «Бечасын» используется на топокартах. Видимо, это написание не вполне точно передаёт звучание карачаевского названия, поэтому иногда встречаются написания «Бичесын» и «Бийчесын».
Бечасын обозначен на топокартах, но точные границы его неизвестны. Если судить по надписи «плато Бечасын» на листе К-38-13, которая начинается у сырзавода и заканчивается немного южнее поворота на Джылы-Су, то длина плато — около 8 км.
Некто Березуцкий А. О. на сайте журнала National Geographic Россияпишет: «Это поросшее травой пространство 50 км в поперечнике…» Но эта цифра не внушает доверия: от перевала Гумбаши до Эльбруса всего 49 км, из которых ~10 км занята самим Эльбрусом и его северным охранением — трёхтысячниками Ташлысырт, Кызылкая, Кызылкол. Где ж тут поместится 50-километровый в поперечнике Бечасын? И каков же будет его продольник??
Каковы бы ни были границы плато Бечасын, у него есть сердце: гора Бечасын (2364.7 м). Правда, с бечасынского тракта эта вершина горой совсем не выглядит: так, небольшое возвышение рядом с дорогой.
Хотите легенду? Есть она у меня:
Жил-был князь. Князь был уже немолод, а жена у князя, как водится, была молодая. Такие мезальянсы редко заканчиваются хорошо, так случилось и с этим: сбежала княгиня с проезжавшим мимо джигитом. Как только бегство обнаружилось, князь, естественно, бросился в погоню. Конечно же, не один а со своей дружиной. Погоня настигла беглецов на краю света, где князь и зарезал княгиню собственными руками. Не мог он поступить по-другому: люди бы не поняли, сочли бы за слабость. Похоронил князь княгиню так же, как и зарезал — собственными руками. Долг свой исполнил, но что-то в душе князя щёлкнуло и сломалось. Не захотел он после таких событий в княжество своё возвращаться — ушёл неведомо куда в тоске и печали.
А место, где произошла развязка этой трагедии, с тех пор называется бийче·сын — надгробие княгини.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: