Наверное почти в каждом городе Беларуси есть своя улица Октябрьская. Октябрьская в Минске имеет культовый статус и по праву считается одной из главных достопримечательностей. Старые заводские постройки 19-20 века, трамвайные пути – которые давно не видели трамваев, стены из красного кирпича и легальные граффити. Впервые улица Октябрьская упоминается еще в 16 веке как сухопутная дорога, проходящая возле Свислочи. Тогда правда имела название Ляховская, а после – Нижнеляховская. Когда улицу начинали застраивать, то в большинстве своем возводились заводы и предприятия, сейчас сохранились завод “Кристалл”, Станкостроительный, Дрожжевой комбинат.
Улица Октябрьская находится почти в самом центре Минска. Улица находится в стороне от крупных транспортных артерий и от бытовой жизни города. А между тем, эта улица очень интересная.
Улица Октябрьская известна также тем, что по ней в 1930 году были проложены пути одного из первых в Минске трамвайных маршрутов. Любопытно, что поначалу создавать трамвайную линию в этом районе не планировалось. Рабочие из Ляховки сами искали материалы для рельсового полотна. Так что увидите громыхающий трамвай №2 — знайте, это своего рода памятник энтузиазму простых граждан.
На улице Октябрьской сегодня, как и сто лет назад, чувствуется запах дрожжей. В 1893 братья Самуил и Файвиш Раковщики организовали здесь полукустарное производство спирта и пекарских дрожжей. А через пару лет не стали мелочиться и возвели винокуренный завод. Есть сведенья, что за год до открытия Менделеевым водки, братья Самуил и Файвиш Раковщики уже выпускали водку "Огненная" с правильными пропорциями воды и спирта. О ее качестве говорит тот факт, что предприятие Раковщиков было одним из поставщиков двора Его Императорского Величества. В то время предприятие, оснащенное новейшим техническим оборудованием, считалось самым дорогим в Минске. Завод имел свой казенный винный склад. Марка "Бр. Раковщикъ" в дореволюционном Минске была так же значима, как и "П.А. Смирновъ" в Москве. Продукция завоевывала награды на многих конкурсах: в 1905 году продукция винокуренного завода Раковщиков получила золотую медаль на выставке в Париже; в 1906 году — золотую медаль на выставке поставщиков Императорского двора в Ростове; в 1911 году — гран-при на выставке в Риме, медаль "За труд и единение" на выставке в Ростове и медаль "За полезную деятельность по сельскому хозяйству" на престижной в то время Каменской выставке. После 1917 года завод национализировали. С тех пор его не раз переименовывали, пока он не получил хорошо известное сегодня жителям нашего города название "Кристалл".
В последние годы в Минске проводятся фестивали граффити, в рамках которых отдельные здания города отдаются на «растерзание» местным и приглашенным иностранным художникам. Появление масштабных граффити началось с фестиваля Vulica Brazil в 2014 году. С тех пор каждый год в конце лета белорусские и бразильские художники съезжаются в Минск для участия в очередном фестивале.
С 2014 года ул. Октябрьская начала преображаться и с течением времени стала центром фестиваля Vulica Brasil. Практически все муралы в Минске были созданы в рамках арт-проекта Urban Myths и фестиваля Vulica Brasil. Но стали появляться и новые масштабные работы, которые заказывают государственные или частные компании. Все эти граффити имеют легальный статус и появляются с разрешения городских властей. Благодаря новым необычным рисункам столица Беларуси становится красивее и живее.
Первые две работы появились в 2014 году, выполненные лидским художником Евгением Матюто. Тема его работ очень уникальная и самобытна для Беларуси: художник рассказывает о древней белорусской мифологии, народных сказках, в его работах можно увидеть природные мотивы и образы. Он ищет взаимосвязь череды городского урбанизма с живой природой. К сожалению, город как самостоятельный организм уже выходит из своих границ, тем самым начиная заполнять и затрагивать святое - природу. На стене Минского станкостроительного завода художник изобразил гусляра, древо мудрости, орнаменты, которые наши предки использовали при создании оберегов. Гусляр стал фактически символом мурального движения Минска.
«Всё основано на фольклоре: у меня есть мудрец, который сидит в некоей сфере, похожей на гриб чага, растущий на деревьях. Мудрец играет на гуслях. Он создаёт музыку, которая материализуется в каких-то предметах, они обволакивают его, — рассказывал автор о своей работе. — Я хотел показать то, что живу в Беларуси. Пусть люди приходят и интерпретируют рисунок по-своему».
В 2015 году во время фестиваля Vulica Brasil художник дополнил произведение. По его словам, очень сложно продолжать свой же рисунок через год, так как мировоззрение и стиль за это время изменились. Но, несмотря на это, он обыграл Гусляра и Птицу счастья, добавив новые легенды в мурале под название «Создание».
В 2015 году здесь же появилась и работа бразильского художника Рожерио Фернандеса, который нарисовал парящих в воздухе Фриду Кало и Винсента Ван Гога и обнимающихся чёрно-белых жирафов, внутри которых целуются люди.
«Прохожий должен включить свою фантазию и понять, что здесь нарисовано. Не хочется всё разжёвывать и преподносить на блюдечке, тогда люди не будут фантазировать. Дети в играх развивают свою фантазию, а когда вырастают, перестают думать. Взрослым тоже нужно мыслить», — таинственно рассказывал о своей работе бразилец.
На стене предприятия появилось сложное пано из нескольких блоков и бесчисленных элементов: ловец для птиц, белорусские орнаменты, внутренние наблюдения за миром бразильского художника Рамона Мартинса в мурале «Калейдоскоп Беларуси». Визуальный взрыв, извержение эмоций, многоуровневые текстуры, видимые или мнимые, - Ramon может заставить вас пропустить нужный транспорт на остановке, пока вы будете рассматривать его муральные картины.
В 2015 году к работам Евгения Матюто и Рожерио Фернандеса на Октябрьской добавился мурал лидского художника Сергея Русана – портрет Графа Яна Чапского, который на рубеже XIX и XX веков трижды избирался головой Минска. Под его началом в городе было сделано очень много: был достроен театр, открыта «конка», построена электростанция. Благодаря содействию завода «Аліварыя», имя Чапского вернулось в городскую жизнь. Инициатором создания портрета-граффити стал пивзавод. Работа выполнена в необычном трафаретном стиле: стоя рядом со стеной, вы сможете разобрать только белые и чёрные круги, а рисунок проявится только на расстоянии.
Многие из художников имеют высшее художественное образование, а некоторые даже степени магистра и бакалавра искусства. Менее удивительным это становиться, когда начинаешь внимательнее изучать их работы, присматриваться к муралам и тогда понимаешь, что это не просто граффити на стене, а настоящее произведение искусства, имеющее свою глубину, сложность и посыл обществу. Уличные художники выбирают именно этот тип искусства по той причине, что так они могут «говорить» с городом, оставлять сообщения обществу. Свое виденье они оставляют не в платных галереях или музеях (а многие уличные художники имеют выставки), а в местах, доступных каждому – на улице. Отвлекайтесь от асфальта под ногами, поднимайте глаза и начинайте удивляться!
Улица Октябрьская продолжает оставаться уникальным для Минска местом. Туристические компании, которые возят иностранцев по Минску, очень заинтересовались Октябрьской – и даже намереваются сделать ее завершающим пунктом экскурсий.
Будем ждать новых этапов стрит-арт-фестивалей и следить за обновлениями города.
https://rdnv.me/minsk-street-art