Если спросить обычного пензенца, какие городские музеи ему знакомы, то, скорее всего, будет озвучен традиционный список, включающий Краеведческий, Литературный, Музей народного творчества, одной картины и Картинную галерею. О существовании Музея почтовой связи Пензенской области знают очень немногие, в основном школьники, да и то только те, чьи учителя заботятся о разнообразии внеклассных мероприятий. Именно учащиеся средних учебных заведений чаще всего приходят в музейное пространство — довольно скромных размеров комнату, скрытую от глаз обычных посетителей Пензенского почтамта (а именно в его здании и находится музей). Между тем, история его началась в 1996 году, в дни празднования 125-летия Пензенской почты. Двери открыты для посетителей в часы работы почтамта. Несмотря на то, что большинство стендов экспозиции выглядит морально устаревшим и огромное для выделенных под музей квадратных метров количество экспонатов (около 600 штук) размещено весьма кучно и не оформлено по всем правилам настоящей выставки, становится ясно: здесь много интересного.
Собирала архивные данные и подготовила материалы истории развития почтовой связи Пензенской области ветеран связи Курочкина Хава Моисеевна. Практически каждую вещь можно взять в руки, осмотреть, почувствовать: померить почтовую фуражку, перекинуть через плечо «толстую сумку на ремне», попробовать написать пером, оценить тяжесть почтовых весов и громоздкость телеграфного аппарата. Несколько стендов рассказывают об истории возникновения почты в Древней Руси, развитии почтовой связи в Пензенской губернии в XVIII – XX веках, пензенских почтовых работниках в годы Великой Отечественной войны. Понятно, что каких-то подлинных древних артефактов в скромном провинциальном музее быть не может — на стендах демонстрируются копии документов или изображений, но вот что интересно: некоторые из посетителей музей, вдохновившись его атмосферой, становятся создателями экспонатов! Неплохая, между прочим, альтернатива «ничему», особенно если вспоминать некоторые европейские замки, в которых подлинного — хорошо, если сами здания, а все интерьеры и предметы внутри — неотличимые от настоящих древностей профессионально изготовленные поделки. Дети из 20-ой школы Пензы неоднократно посещали музей и стали снабжать его экспонатами. Вот эти мудрено завязанные веревки — попытка воссоздать узелковое письмо. До того, как многие племена и народности стали пользоваться алфавитом, у них существовала узелковая письменность. Такие разные, географически очень удаленные друг от друга народы, как инки, китайцы и славяне пользовались узелковым письмом. Например, у инков сохранилось около 200 узелковых писем, правда, были они не такие большие как этот экспозиционный вариант. Ниточки было очень плотно увязаны: от нескольких штук до десятков навязывались на горизонтальную нить, расшифровать достоверно это не представляется возможным, но считается, что инки записывали таким образом величину собранных налогов, количество родившихся и умерших. Доподлинно также неизвестно, что именно зашифровали ученики 20-ой школы в своем «письме», зато совершенно свободно можно ознакомиться с содержанием макета русской княжьей грамоты, который они изготовили.
Ребята добросовестно создавали макет. Взяли почтовую бумагу, искусственно состарили ее и написали юмористическую челобитную, в которой просят государыню «защитить холопов крепости Пензы, гидростроевской окраины набирающихся ума-разума в стенах школы 20-й защитить от лихих людей. Есть у нас и макетик, сделанный уже профессиональными музейщиками из настоящей бересты, где записан текст из новгородской грамоты. Благодаря таким экспонатам история становится более наглядной. Детям, да и взрослым, всегда интересно подержать подобные вещи в руках, развернуть свиток, пощупать узелки, в прямом смысле ощутить историю.
Не только школьники дарят музею интересные вещи. Некоторые предметы были подарены музею пензенским коллекционером Виктором Нуждовым («Лесной журнал» 1880 г., журнал «Нива» 1914 г., почтовая открытка 1904 г.), фонды также пополняются оборудованием или предметами, вышедшими из обращения в почтовых отделениях города. Наибольшую ценность в коллекции представляют экспонаты нового времени: филателистический фонд составляют конверты 1967–1990 гг. с изображением памятников архитектуры и пейзажей Пензенской области, а также конверты, выпущенные к памятным событиям масштаба всей страны, почтовые штемпели XX века, конверты и почтовые карточки со спецгашениями. Коллекция последних пополняется регулярно. Если говорить об истории, можно сказать: этот маленький камерный Музей почты дает удивительное ощущение быстротечности времени. То, что можно было бы поместить в нескольких залах и неспешно осматривать в течение нескольких часов, сконцентрировано в едином пространстве. Вдруг понимаешь: берестяная грамота, почтовая бумага начала XХ века, мило украшенная миниатюрным рисунком от руки, фронтовые письма-треугольнички, конверт с изображением уже сгоревшего здания Пензенского Драматического театра, вышедший из употребления кассовый аппарат из почтового отделения с датой подписки «1997 год» — такие же экспонаты, как, например, конверт со спецгашением к Сочинской Олимпиаде или конверт, выпущенный к 200-летию Лермонтова. Да, это все уже в прошлом, хотя, казалось бы, случились эти события совсем недавно. Когда ты еще помнишь времена, когда продавалось очень много марок на разные темы, а многие из твоих друзей и знакомых их собирали, а теперь каждая марка — раритет, да и количество филателистов резко сократилось — как никогда ощущаешь быстротечность жизни. А каково было узнать, что почтовики совсем отказались от сургуча, некоторое время назад заменив его на пластиковые пломбы! Настоящий шок. Сам собой возник вопрос, пишут ли сейчас письма, и чем живет почта вообще. — Есть еще люди, которые отправляют телеграммы. Письма тоже пишут, но в основном вся корреспондеция сейчас идет в какие-то инстанции (суд, налоговая, другие службы). Очень много сейчас посылок, и это не стереотипные посылки из прошлого (в фанерных коробках, перевязанные бечевкой, запечатанной сургучом), а так называемые «мелкие пакеты» из Китая. Но все еще немало бабушек-дедушек, которые обычно приходят где-то за 15 минут до закрытия, садятся за столы и пишут письма. Да, после таких слов уже начинаешь фантазировать, что же в скором времени может оказаться среди музейных экспонатов. Обычный почтовый конверт? Открытка? Бланк подписки на журнал или газету? Почтовый ящик?
Именно с такими мыслями покидаешь скромный, но содержательный и, что немаловажно, бесплатный Музей почтовой связи Пензенской области. Кстати, подобных музеев в России не так много — чуть более десятка, так что «мал золотник, да дорог»
Материал взят с сайта: ru.wikipedia.org ; фото взято с сайта: companydirektory.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: