Я не знаю ни одного человека, который был в Сан-Франциско, но который при этом не прокатился на кабельном трамвае. Как никак - визитная карточка города. Далеко не каждый транспорт сможет подняться в горку по улицам города. Город Сан-Франциско появился в 1776 году, и поначалу это был маленький городок у пролива Золотые ворота. Через 70 лет благодаря калифорнийской золотой лихорадке, город стал активно разрастаться. Понадобился общественный транспорт. Что только не придумывали... Лошадиные повозки и омнибусы, например. Но были не эффективны: лошадям было тяжело забираться по холмам города, да и неэкологично это все было: стоимость уборки улиц после лошадей (не говоря уже о запахе) сильно снижало рентабельность транспортных перевозок. И тут благодаря инженерной человеческой мысли Андрея Халлиди (Andrew Hallidie) был придуман кабельный трамвай. Кстати, к этому времени Халлиди был уже известным инженером, постоянно помогающий золотоискателям совершенствовать транспортную систему по перевозке руды. Он изобрел ни что иное как канат, который лег в основу его нового изобретения - кабелььного трамвая.
Первый трамвай был запущен 01.09.1873. И тут же приобрел популярность. Впоследствии было построено аж 23 линии кабельного трамвая. Впоследствии появился электрический трамвай, стоимость обслуживания которого была в разы ниже, уровень шума в раза тише и т.д. От кабельного трамвая решено было отказаться, но поняли, что электрическому трамваю не так уж и просто забраться по холмам города, как никак угол наклона улиц составлял 21 градус.
В 1906 году случилось землятрясение, практически уничтоживший город. В итоге Сан-Франциско был практически полностью перестроен. К 1912 году в Сан Франциско осталось лишь 8 канатных линий.
Еще одно яркое имя в истории кабельного трамвая - Фреда Клуссман. В 1947 году власти города снова попытались закрыть нерентабельный кабельный трамвай, шумно рассекающий по улицам города, и заменить трамваи автобусами. Но не тут-то было. Клуссман и ее соратники создали комитет горожан, который в свою очередь организовал независимую кампанию по решению необходимости сохранения кабельного трамвая. Согласно проведенной кампании, только граждане города могли принимать столь ответственные решения о судьбе города, но никак не его власти. Трамвай сохранили. Сегодня действуют 3 линии. Это прекрасный и относительно недорогой аттракцион для туристов, открывающий замечательные виды города с разных ракурсов разных холмов. Милое дело - сфотографироваться на подножке трамвая или на месте кондуктора.
Как работает трамвай? Внизу под землей тянется тросс. Тросс движется с постоянной скоростью (15 км/ч). Если заглянуть в щель между рельсами, тросс можно разглядеть. Ну как минимум вы услышите. Грипмэн (водитель кабельного трамвая) управляет рычагом в центре кабины. В зависимости от положения рычага, трамвай либо стоит, либо движется с определенной скоростью. Кстати, от водителей трамвая требуется большая сила и хорошая координация - не зря водителями трамвая работают обычно огромные афроамериканцы. Они, кстати, очень дружелюбные и улыбнутся вам или помашут лишний раз, когда увидят направленную на них камеру или фотоаппарат.
Помимо того, что грипмэну нужно дергать рычаг, ему нужно делать это в очень точный момент, иначе трамвай может покатиться в ненужную сторону (вниз, по прямой вместо поворота и т.д.). Не зря перекрестки улиц на холмах имеют исключительно ровную поверхность. Пару раз мне доводилось наблюдать отборный американский сленг в адрес недалеких туристов, желающих свернуть не по правилам, а посему преграждающих трамваю дорогу.