В центре Краснодара, на улице Коммунаров, находится одно из самых красивых зданий города - роскошный дом-усадьба купца Василия Рубежанского. Усадьба украсила одну из центральных улиц Краснодара в начале 20 столетия. В 1908 году богатый русский помещик купил здесь землю и начал возведения красивейшего дворца.
Достоверно неизвестно, но по мнению историков, дом был построен близким другом купца - Никитиным. Об этом свидетельствует архитектурное оформление с огромным количеством башенок, каменных зубцов, балконов и острых шпилей на крыше. Сын урядника Кубанского казачьего войска Гавриил Никитин родился в 1864 году. Имея способности к изобразительному искусству, поступил на архитектурное отделение Императорской академии художеств, которую окончил в 1889 году, получив звание классного художника архитектуры III степени. В последние два года обучения за свои проекты получил несколько серебряных медалей. Поскольку обучался он на стипендию от Кубанского областного правления, то и прикомандирован был для работы в это правление - «для практических занятий в делопроизводстве по строительной части». После трех лет работы в областном правлении подал прошение об увольнении в связи с переходом на должность архитектора города Ейска Кубанской области, однако в 1895 году подает прошение об отставке и возвращается в Екатеринодар. Именно в этот период, судя по материалам исследований краснодарских краеведов, Никитин получил участок земли в Екатеринодаре, где построил собственный доходный дом на углу улиц Почтовой и Борзиковской (ныне Постовая и Коммунаров). Построенный им дом сохранился до настоящего времени, хотя и понес утраты. Учитывая тот факт, что дом Никитина также имел высокую узорную башенку, а здание позади особняка Рубежанского украшено подобными витиеватыми башенками со шпилями, - все три особняка являлись одной архитектурной композицией.
Что касается особняка Василия Рубежанского, то он прекрасно сохранился и по праву внесен в реестр памятников архитектуры, подлежащих государственной охране. Дом отвечает стилю модерна по своей композиции, но насыщен декором с привнесением деталей и приемов из исторических стилей: хозяин не поскупился и сделал двухэтажную пристройку с угловой четырехскатной башней, покрытой чешуйчатыми железными пластинами и увенчанной высоким флюгером, кованным из металла. А чтобы придать особняку еще более роскошный вид, над крыльцом был построен открытый балкон. Среди элементов декора фасада – лепной растительный орнамент, оконные наличники в виде пилястр.
Вообще говоря, весь четырнадцатый квартал (по улице Борзиковской) считался весьма нарядным и «аристократическим», и немалая заслуга в этом принадлежала именно Василию Кондратьевичу. В 1912 году вся недвижимость Рубежанского оценивалась в 125 тыс. рублей золотом. Талантливый предприниматель участвовал и в политической жизни Екатеринодара. Рубежанский был в списке лиц, имеющих право участвовать в выборах гласных Екатеринодарской городской Думы на четырехлетие - с 1912 по 1916 год. Большие доходы(предприниматель имел мебельно-столярную мастерскую и мебельный магазин на улице Красной) позволили Рубежанскому открыть первый в Екатеринодаре синематографов - театр «Бомонд-Иллюзия», который пользовался большим успехом у горожан.
Бизнесмен планировал долго и счастливо прожить жизнь в особняке со своей красавицей женой и двумя детьми. Однако пришедшая на Кубань в 1920 году советская власть прервала удачную предпринимательскую карьеру. В августе этого года в связи с высадкой на черноморское побережье Кубани врангелевского десанта екатеринодарский партийный комитет ВКП (б) постановил: «Предложить Кубчека при проведении намеченных массовых обысков в буржуазных кварталах и домах задерживать всех крупнобуржуазных дельцов, спекулянтов и т.п. и содержать их под арестом на положении заложников». Большевики провели массовые обыски в буржуазных кварталах Екатеринодара. Все его жители были арестованы и содержались в положении заложников. В число таких заложников попал и Василий Рубежанский. Позже 50-летний купец вместе с другими задержанными были расстреляны в стенах городской тюрьмы. Его вдова Таисия Григорьевна с двумя маленькими сыновьями была выселена новой властью из собственного дома.
Трагичная судьба настигла и автора проекта дома купца Рубежанского. После длительного путешествия по России Гавриил Никитин в 1930 году переехал жить в Анапу. Там же его застала война, где он в 1946 году случайно подорвался на мине. Так на 82-м году закончилась жизнь известного архитектора.
К счастью, оба сына Василия Кондратьевича сумели найти себя в Советской России, и именно благодаря их семейным рассказам удалось воссоздать историю своей семьи одному из внуков знаменитого екатеринодарского купца, домом которого мы любуемся по сей день.
В 1996 году, здание реставрировалось и в ходе работы были обнаружены скрытые под поздней штукатуркой росписи маслом в зале и вестибюле, современные росписи сделаны по этим эскизам. Сегодня в особняке Рубежанского находится офис Торгово-промышленной палаты Краснодарского края. Здание включено в реестр памятников архитектуры, подлежащих государственной охране.
Во время закладки тайника нам удалось познакомиться с охранником , который подарил нам ещё несколько историй об этом здании и судьбе его хозяина. Он рассказал нам, что изначально усадьба была одноэтажной, но позже, по велению хозяина, желавшего пить чай с видом на город, был надстроен второй этаж с балконом. Об этом свидетельствует разница в архитектурной стилистике первого и второго этажей. Здесь же, в этом особняке, в 1988 г. женой Георгия Данелии - кинорежиссером Галиной Юрковой по мотивам книги Евгения Дубровина "В ожидании козы" был снят фильм «Француз» . Также было высказано мнение о том, что расстрел «крупнобуржуазных дельцов» был «карательной акцией» в ответ на расстрел взятых в плен красноармейцев.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: