Кругобайка́льская желе́зная доро́га (КБЖД) возводилась с 1896 по 1905 годы и до середины XX века использовалась как отрезок основной Транссибирской дороги. Сейчас Кругобайкальская железная дорога имеет преимущественно архитектурно-историческое значение, хотя и остаётся действующей железной дорогой. Протяжённость дороги — 89 км. На этом отрезке расположены 38 тоннелей общей длиной 9063 м, 15 каменных и 3 железобетонных галереи.
Олхинское плато круто обрывается к Байкалу. Берега Байкала крутые, с очень узкой полоской прибрежья. Местами берега вдаются в Байкал скальными утёсами. Сложный рельеф берега, сложенного практически везде скальными породами, вынудил строителей подавляющую часть маршрута дороги прокладывать в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скалах; откосы дороги приходилось укреплять подпорными стенками. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи КБЖД уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров.
Участок КБЖД Байкал — Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану. В настоящее время территория КБЖД в границах зоны отчуждения протягивается от станции Слюдянка-I до станции Байкал на 94 км, отходя от побережья Байкала на 106—213 м, далее начинается территория Прибайкальского национального парка. Работает ряд туристических баз, развит «дикий» туризм.
Помимо собственно «железнодорожных» достопримечательностей и Байкала, туристов по маршруту КБЖД привлекают многочисленные памятники природы: скальные обнажения, каменные останцы и т. п. По берегам Байкала много интересных скал, на которыхпроложены десятки классифицированных скалолазных маршрутов, проводятся занятия и соревнования альпинистов, скалолазов, туристов.
На крутых склонах гор вдоль железной дороги можно найти множество троп, проложенных туристами наверх, к естественным смотровым площадкам, с которых можно получить отличный вид на Байкал и КБЖД. Пожалуй, самой высокой и посещаемой является группа смотровых площадок, расположенных на скальной группе "Паруса".
На "Паруса" ведёт хорошо натоптанная тропа, которая начинается перед столбом 147 км. Значительная часть тропы хорошо просматривается снизу по пути из Ангасолки. Тропа достаточно крутая, но обычно для человека с нормальной физической формой и без панического страха высоты подъем и спуск трудностей не представляет. Большая часть тропы провешена металлической проволокой и тросами. Все скальные участки снабжены хорошо закрепленными лестницами - металлическими и деревянными.
Хорошая смотровая площадка находится еще перед первой лестницей, но выше расположено еще несколько. Если вернуться от первой лестницы назад метров на 30, но по верху (выше тропы, по которой пришли), то попадешь на небольшую полянку под соснами над самым обрывом. Там есть остатки маленького настила из досок, видимо, для треноги фотоаппарата. На этой полянке можно отдохнуть, полюбоваться видами на Байкал и полоску КБЖД, скалы, пофотаться. Только умоляю, будьте осторожнее над обрывом!
В плохую видимость по причине пасмурной или туманной погоды подъем на Паруса бессмысленен, а в сильный дождь еще и небезопасен. Занесенная снегом тропа недоступна для посещения для неподготовленных групп.
Для безопасного подъема и спуска понадобится адекватная обувь – туристические ботинки или кроссовки с хорошо рифленой подошвой. Не лишними окажутся трекинговые палки.
1) На Мотане – пригородный поезд, курсирующий между станциями Слюдянка-1 и Байкал. Ближайшая станция – 149 км (Старая Ангасолка). Но расписание Мотани в последние годы составляется таким образом, что поездка на ней без одной и больше ночевок в палатке - для туриста вообще не вариант. Следует учесть, что из-за периодических аварий и обвалов на КБЖД, вполне может сложиться ситуация, что ожидаемая Мотаня просто не придет.
2) На электричке или автомобиле до остановочного пункта "Темная падь" электропоезда Иркутск - Слюдянка, а оттуда притопать пешком по живописной тропе. Эта тропа является одной из ключевых кормушек организации под названием «Прибайкальский национальный парк». Правила посещения и тарифы можно узнать на сайте. Разрешение можно получить по почте. Сотрудники ПНП периодически встречают электрички на Темной пади, собирают деньги и выдают разрешения на посещение прямо на месте. Правда, на выходе на вечернюю электричку в обратную сторону таких рейдов, по моим данным, пока не было. Много информации по этой теме здесь
3) Притопать пешком из деревни Култук, куда можно добраться на маршрутке, автомобиле, электричке. Остановочный пункт электрички в Култуке называется Земляничный, с него так же открывается чудесный вид на Байкал. На подходы из Култука уйдет примерно в полтора раза больше времени, но зато это не требует ничьих разрешений.
Кроме этих, существует еще множество вариантов подходов. Мой любимый вариант однодневной прогулки по КБЖД – приехать до Култука на первой маршрутки с жд вокзала Иркутска, которая отправляется по мере заполнения между 8 и 9 часами утра. Маршрутка доезжает до Култука примерно за полтора часа. А вернуться назад на вечерней электричке со станции Темная падь. На подходы от Култука до Парусов, в зависимости от настроения, обычно уходит 2,5-3 часа. На обратный путь – полтора-два часа. На посещение самих Парусов -- два-три часа.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: