Занесла нас нелегкая геокешерская дорога в поселок Пристень. До поездки знали, что станция Ржава это не смешное название, а место, куда из Старого Оскола во время войны строили железнодорожную ветку, очень важную для победы над врагом. И стоили ее в основном женщины. Изможденные голодом, курянки и их дети таскали землю на носилках, строя насыпи, укладывали тяжеленые шпалы и рельсы. Это был трудовой подвиг – в день сдавали почти по три километра дороги. За 32 дня было построено 95 километров путей, включая 10 железнодорожных мостов.
Узнали и историю местного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Он уникален в своем роде – его алтарь расположен всего в шести метрах от действующей железной дороги. Интересна и его судьба. Возведенный в 1914 году, накануне революции, он пережил тяжелые и смутные времена, в военные годы использовался как вокзал, а сегодня вновь собирает сотни прихожан, соединяя историю старой и современной России.
«В 5 метрах 75 сантиметрах от церкви проходит «Дорога победы и слез», которую строили к Курской битве, – рассказывает настоятель Покровского храма протоиерей Иоанн. – Многие историки полагают, что победа была одержана во многом благодаря ей».
В 1943 году в ходе ожесточенных боев местный железнодорожный вокзал был разрушен. Под него переоборудовали пристенскую церковь, рельсы новой дороги легли от нее в шести метрах. Около 15 лет служила она так людям, пока не отстроили вокзал.
«Во время служб мы часто слышим, как содрогаются стены, когда мимо проходит состав», – говорит настоятель. По словам отца Иоанна, не так давно пришлось разобрать обветшавшую деревянную колокольню. «В 2014 году нашему приходу исполнится 100 лет, – продолжает батюшка. – К вековому юбилею хотим подарить храму «голос», чтобы прихожан на службу созывали колокола. Кстати, Покровская церковь – одна из немногих, где читается псалтырь: по 20 раз в день за здравие и упокой».
Из-за близости железной дороги и постоянных вибраций новая колокольня должна быть особой конструкции, сверхлегкой с прочным металлическим каркасом наподобие Эйфелевой башни внутри, обшитым облицовочным материалом. Эскиз уже утвержден архиепископом Курским и Рыльским Германом.
Церковь в ВОВ использовали как вокзал, а затем как кинотеатр. Вновь открылась церковь в 1990 году и действует по настоящее время. Была освящена архиепископом Курским и Рыльским Германом в 2005 году. В церкви ежедневно совершаются богослужения.
Информация взята: gorenka.org