На 598-м километре река Печора вступает в Ижемский район. Административным центром является село Ижма, расположенное на притоке Печоры реке Ижме. Хотя село находится в 54 км от реки Печоры, но исторически оно всегда было связано с судьбой Печорского края. Первое письменное сведение об Ижме относится к началу XVII века. Из него мы узнаем, что первоначально Ижемская слобода была зависима от Усть-Цильмы. Лишь позже московские цари подтвердили права ижемцев на их земли грамотами, данными Ивашке Бабинову в 1627 г. и Фильке Семенову в 1649 г. Согласно местным преданиям Ижму основали коми и русские, к которым присоединилось лесколько ненецких семейств. Фамилия первопоселенца неизвестна, но можно предположить, что Витязевы были одними из первых. По легенде, в числе основателей Ижмы считают также братьев Чупровых из Усть-Цильмы, взявших себе жен из верхневычегодских селений. Так или иначе, а новая слободка возникла в 80 км от устья реки Ижмы. Ижемская округа заселяюсь преимущественно коми-зырянами («сюрьяйне» — финское «дальний», «крайний»)—так стали называть себя северные коми. С XI по XV века коми-зыряне и коми-пермяки были известны под одним названием «пермь», и первый коми алфавит, созданный Стефаном Пермским в 1379 г., был понятен и тем, и другим. По мнению большинства исследователей, «пермь» восходит к прибалтийско-финскому «пэря — маа», что означает «дальняя земля». Поэтому «пермяки» и «зыряне» означает одно и тоже — «живущие на окраине». В Ижемской округе коми-зыряне образовали особую этническую ветвь народа коми — ижемских коми, со своим диалектом, своими специфическими обычаями. В летописи Ижемской церкви временем основания села указан 1567 г. Первопоселенцы занимались рыболовством и охотой, сеяли рожь и ячмень по солнечным склонам холмов. Урожаи были плохими, когда посевы вымачивало дождями или побивало ранними морозами. Нужда в хлебе была постоянной. Однако постепенно благосостояние Ижмы растет, и в XVIII веке она становится одним из крупнейших торговых сел Севера. Через Ижму прошел в XVII веке один из торговых путей. Шли этим путем не только торговые люди, но и беглые («бегаючи... от государевых податей, а иные от воровства, а иные от великих долгов»). Поэтому в Ижме была учреждена правительственная таможенная застава, просуществовавшая до 1763 года Ижма становится одним из центров пушного торга приезжих московских скупщиков с «сибирскими выходцами». Ижемские купцы в свою очередь торгуют на ярмарках Вычегодского края в Усть-Выми, Яренске, Сольвычегодске. Наблюдательный путешественник середины прошлого века С. В. Максимов отмечал «присутствие в характере жителей волости предприимчивости, толковости, находчивости, изворотливости— одним словом, всего, что характеризует коммерческого человека. Видали ижемца в Москве, и на нижегородской ярмарке, и в костромском Галиче». Являлся он там как представитель оптовой продажи, скупленных на родине мехов и шкур. Не гнушался ижемец и мелочной торговли, доставляя в печорские селения все необходимое в деревенском быту, и сбывал все это с поразительной честностью и добросовестностью, успешно конкурируя с чердынскимя торговцами. Об ижемских коми очень ярко сказал русский этнограф и писатель С. В. Максимов в книге «Край крещеного света» (1868 г.) и в журнале «Природа и люди» (1878 г.). Он пишет: «Край, населенный народом коми, холоден и неприютен, но богат своеобразными произведениями природы: лесом, дичью, пушным зверем и рыбой». Далее указывается, что эти особенности и сказались на народе коми, выработали его устойчивость в борьбе с суровой природой, настойчивость и предприимчивость. «В охоте заключается главное средство к существованию, в ней же и его поэзия. Что же следует до образа жизни ижемских зырян, — сообщает С. В. Максимов,— то они живут опрятнее прочих жителей Вологодских губерний. Мужики у них бреют бороду, женщины хотя и исправляют мужские работы — пашут землю, косят траву, да ездят на лошадях верхом — особливо опрятны...» Со временем главной основой благосостояния Ижмы стало оленеводство. Зимой в ижемских лесах со своими стадами кочевали ненцы. От них ижемцы переняли навыки оленеводства, как и некоторые черты хозяйственного и бытового уклада: оленьи нарты, зимнюю одежду — малицу, совик, орнамент меховой одежды. С середины XIX века ижемцы стали самыми крупными оленеводами на Европейском Севере. В поисках новых пастбищ или спасая стада оленей от инфекционных болезней, случалось, ижемцы покидали родные места. Так возникли коми поселения за Уралом, в Архангельской и Мурманской областях, а также на севере Финляндии, куда в 1905—1906 гг. проникло свыше 200 ижемцев с оленями. В 1930 г. финский ученый Тойво Уотила встретился с некоторыми из них. Они назвали ему своей родиной село Мохча и Варыш. На вопрос о судьбе ижемцев в Финляндии академик Эркки Итконен написал, что ижемцы и сейчас живут там в городе Кеми, у них есть свой клуб, куда они собираются ежегодно для обсуждения своих дел. В далекой глуши, в северо-восточном углу Европейского континента затерялась Ижма, но ни в чем не хотели ижемцы отставать от города. Преображенская церковь села Ижмы была самым первым каменным зданием в Печорском крае и поражала своим величием. Под стать церкви возводились и дома ижемцев. Правда, их строили не из кирпича, а по северной традиции из дерева, но на городской манер. И хотя со временем появилось много примет нового и рядом со старым храмом поднялись новые здания, облик северного села в целом сохранился. Еще не во всех больших городах было электричество, а предприимчивый ижемский купец в 1910г. устроил электростанцию. Богата Ижма и революционными событиями. Здесь, на далеком Севере 1 мая 1906 г. состоялась организованная политическими ссыльными демонстрация. Демонстранты несли флаг с надписью «Долой самодержавие». В Ижме в 1913 г. отбывала ссылку А. И. Иванова, единственная женщина из 18 слушателей школы партийных пропагандистов, организованной В. И. Лениным в местечке Лонжюмо во Франции. А. Н. Терентьев из Ижмы в скорбном 1924 г. стоял в почетном карауле у гроба В. И. Ленина. Много событий с тех пор отшумело над Ижмой. Была гражданская война. Были годы первых пятилеток, когда через Ижму проходил поток людей осваивать ухтинские месторождения. Была Великая Отечественная война — в память о погибших стоят обелиски. Очень многое изменилось на Ижме. Но традиционное направление хозяйства сохранилось. По-прежнему Ижма— важный оленеводческий центр. По-прежнему обширные ижемские луга служат базой кормового животноводства. Далеко за пределами района и республики известен Ижемский ансамбль песни и танца. Любят в Ижме песню. Самодеятельным артистам Ижмы горячо аплодировали в Болгарии, Венгрии, в Москве и Ленинграде, а также в других городах страны. Весомый вклад в летопись Ижмы внесли спортсмены Раиса Сметанина и Василий Рочев. О многовековой истории села, о происшедших преобразованиях интересно рассказывает экспозиция Ижемского краеведческого музея.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: