Николаев был основан в 1789 году в Российской Империи князем Григорием Потёмкиным. Вначале он строился как кораблестроительная верфь. В XIX веке город стал центром кораблестроения на Чёрном море, а также центром управления Черноморским флотом. После Великой Отечественной войны Николаев был одним из центров судостроения СССР.
До недавнего времени судостроение было представлена в Николаеве тремя судостроительными заводами, которые способны строить и поставлять корабли любого типа. Это Черноморский судостроительный завод(делал огромные авианосцы для флота СССР), завод имени 61 коммунара(именно в него превратилась первая судоверфь Николаева) и завод «Океан». К судостроительной области принадлежит также ряд предприятий, которые обеспечивали производство судового оснащения, ЮТЗ - самый большой из них. В данное время, от всего громадного производства остался лишь один ЮТЗ. Последний из 4х атлантов Николаева.
Начало ЮТЗ
9 июля 1946 года Совет министров СССР принял постановление о создании завода по строительству судовых паровых турбин в Николаеве. Для нового завода исполком Николаевского городского совета депутатов трудящихся выделил площадь на юго-восточном предместье города. В 1948 году было дополнительно выделено ещё 62 гектара. Одновременно с комплексом завода был спроектирован жилой массив для рабочих.
Подготовительные работы по строительству начались в марте 1948 года. В течение пяти лет были введены в эксплуатацию основные сооружения завода. В январе 1953 года проведён первый организованный набор рабочих и инженерно-технических работников. 17 октября 1953 года министром транспортного и тяжёлого машиностроения Вячеславом Малышевым был издан приказ, согласно которому Южный турбинный завод в Николаеве частично введён в эксплуатацию.
С 1954 по 1964 год разработаны и изготовлены двигатели первого поколения — М2, Д2, Д3, М8 для противолодочных и сторожевых кораблей. В 1958 году создан первый в мире главный газотурбинный агрегат МЗ с реверсивным редуктором (36 000 л. с., ресурс 5000 ч) для больших противолодочных кораблей.
Приказом Министерства промышленной политики Украины от 2 ноября 2001 года «Производственное объединение „Зоря“» и «Научно-производственное предприятие „Машпроект“» объединены в единое государственное предприятие «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря — Машпроект“». В 2003 году завод получил статус спецэкспортёра.
Вследствие охлаждения российско-украинских отношений в результате политического кризиса, в июне 2014 г. украинский президент П. А. Порошенко запретил военно-техническое сотрудничество с Россией. Этот запрет коснулся и контракта «Зори-Машпроекта» на поставку газовых турбин для фрегатов, строящихся по заказу российского ВМФ.
Колосов Сергей Дмитриевич
В 1941-1945 годах работал главным конструктором моторостроительного завода в Казани. За вклад в обеспечение авиации современными двигателями награждён орденами, присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники Татарской АССР.
В августе 1950 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании первого в стране корабельного газотурбинного двигателя путём модификации авиационного турбовинтового двигателя конструкции Колосова. Приспособленному к морским условиям двигателю присвоили индекс М-1 (Морской-1). В 1954 году в городе Николаеве на ЮТЗ создали конструкторское бюро, главным конструктором которого назначили Колосова. Умер в 1975 году в Казани.
В августе 1954 года из Казани для работы на Южном турбинном заводе в конструкторском бюро была переведена группа специалистов во главе с главным конструктором Сергеем Колосовым. В Николаев вместе с Колосовым прибыло 60 специалистов.
Данные составлены по материалам: https://ru.wikipedia.org