21 сентября 2001 года Ковровский экскаваторный завод отметил 140-летие (1861г.) со дня основания и 70-летие (1931г.) со дня выпуска первого советского экскаватора. Завод вырос из железнодорожных мастерских, основанных в 1861 году при станции Ковров Московско-Нижегородской железной дороги.
К концу 1920-х гг. прежние железнодорожные мастерские представляли собой вагоноремонтный завод, занимавшийся помимо ремонта вагонов изготовлением деревянных труб, мебели и прочей мелкой продукции. Ковровский райком уже с 1929 г. вел линию на реконструкцию предприятия в экскаваторный завод. В 1930 г. на базе вагоноремонтного завода были отремонтированы 12 экскаваторов различных систем. Почти все они были на железнодорожном ходу и именно по этому попали на ремонт в Ковров.
Своих экскаваторов в Советском Союзе тогда не производилось. Землеройные машины закупались у зарубежных фирм: "Бьюсайрусы", "Любеки", "Марионы", "Шкоды" и "Рустоны". Именно тогда в Коврове по инициативе рабочих и специалистов Ковровского ремонтного завода НКПС началось строительство первого советского экскаватора. Он создавался непросто, исключительно благодаря энтузиазму строителей. "Нет преград, которые нельзя побороть большевистским напором. Делали все, чуть ли не голыми руками, все-таки победили...", - так писали об эпопее проектирования и постройки экскаватора "Ковровец № 1".
Данная машина представляла собой экскаватор на железнодорожном ходу, полуповоротный, с черпаком емкостью 1,9 - 2,5 м3. Постоянный угол наклона стрелы составлял 45о, а угол поворота стрелы - 180о. При проектировании "Ковровца" за основу был взят экскаватор "Путиловец", изготовлявшийся до 1917 г. в Петрограде. Стрелу и рукоять сделали из дубовых брусьев с армировкой полосовым железом. Экскаватор имел три паровых машины: подъемную, поворотную и напорную. Общая мощность всех трех машин составляла 150 лошадиных сил. Полный вес этой довольно громоздкой землеройной машины достигал 75 тонн, а скорость передвижения самоходом 2,5 км в час. Внутри экскаватора предусматривалось керосиновое освещение. Обслуживали машину две бригады: верхняя и нижняя. В состав верхней входили машинист, стреловой, слесарь-смазчик и кочегар; в состав нижней - бригадир и 6 человек рабочих. Часовая производительность экскаватора составляла от 150 до 300 м3 в час.
Для выпуска такой техники в Коврове не было ни нужных материалов, ни специального оборудования, сказывалось отсутствие опыта и четкого руководства со стороны треста "Строймаштранс". Но инженеры и рабочие "сквозной ударной бригады" завода преодолевали трудности одну за другой. В ход пошли старые стальные оси с заводских свалок и ненужные металлоконструкции из цехов, неиспользованные детали с Путиловского завода и специальные устройства, позволяющие на малых станках обрабатывать громадные шестерни. Не хватало угля и дров, порой рабочие собирали по двору обломки досок.
21 апреля 1931 г. новый экскаватор, названный "Ковровцем", прошел испытания. Своей работой он был способен заменить тысячу рабочих. После приемки Государственной комиссией "Ковровец" был отправлен в город Горький (Нижний Новгород) для использования при расширении местного железнодорожного узла. Позже "Ковровец 1" работал на строительстве "Беломорканала", близ города Мурманска, на Балхашстрое, в карьерах Казанской железной дороги. Следующую машину, "Ковровец 2", построенную по новым, исправленным чертежам, завод смог изготовить только в октябре того же 1931 г. Однако, ввод в строй новых цехов и коренная перестройка всего предприятия позволили перейти к массовому выпуску "Ковровцев". Всего к концу 1934 г. экскаваторный завод произвел 177 подобных землеройных машин. По имеющимся сведениям, первые ковровские экскаваторы эксплуатировались десятки лет. Некоторые из них использовались по назначению еще в конце 1980-х гг. Начиная с того времени и по сегодняшний день, всего в Коврове было изготовлено около 90 тысяч экскаваторов различных марок. Но начиналось все в далеком 1931 г. с кажущегося сегодня таким неуклюжим и старомодным надежного и добротного первого "Ковровца", ставшего родоначальником большой семьи ковровских экскаваторов.
Рождение экскаваторостроения в Коврове проходило далеко не гладко. Руководство Наркомата путей сообщения (НКПС), которому подчинялся вагоноремонтный завод, противилось переходу предприятия на выпуск экскаваторов. Секретарь Ковровского райкома ВКП (б) Мертешев 21 апреля 1931 г. писал директору экскаваторного завода Черняку: "По имеющимся в райкоме сведениям вам поступило распоряжение от треста, в систему которого входит ваш завод, о переименовании завода из Экскаваторного в Ремонтный. Райком предлагает вам впредь до решения на этот счет Бюро райкома никаких переименований завода не производить".
Дело о судьбе завода тянулось достаточно долго. "Развертывание нового экскаваторостроения на Ковровском заводе стоит под угрозой срыва. С тех пор, как завод перешел на экскаваторостроение, он лишился настоящего хозяина и фактически предоставлен сам себе", - писала еще 4 марта 1932 г. центральная газета советских железнодорожников "Гудок".
Благодаря твердой позиции райкома, поддержанной в Ивановском обкоме и Центральном Комитете партии, вагоноремонтный завод окончательно стал экскаваторным, и была начата его коренная реконструкция. В 1931 г. был выстроен новый сталелитейный цех, а в 1932 г. - сборочный. С 1933 г. началась серийное производство экскаваторов. В 1934 г. закончилось строительство нового кузнечного цеха, электростанции, трансформаторной подстанции, компрессорной и автогаража.
В 1934 г. начался выпуск паровых гусеничных землеройных машин марки "ППГ-1,5". В 1935-1936 гг. таких экскаваторов было выпущено 360 таких машин. Большинство ковровских экскаваторов направлялись на стройки, состоявшие в ведении Наркомата внутренних дел и печально знаменитого ГУЛАГа. Поэтому в 1934 г. для более ритмичной работы и прямой связи со стройками страны экскаваторный завод сроком на два года был передан в ведение НКВД. Помимо гражданского руководства предприятия на среднем и высшем уровне управления завода были назначены сотрудники НКВД. В этот же период на экскаваторном заводе работала группа специалистов, осужденных по процессу "Промпартии". Во время нахождения в составе НКВД завод работал как никогда ритмично и с перевыполнением плана. После истечения двухлетнего срока экскаваторный завод вновь перешел в состав НКПС.
В 1936 г. начался выпуск дизельного экскаватора на гусеничном ходу "ЛК-0,5". Его марка расшифровывалась как "Лазарь Каганович" - в честь тогдашнего наркома НКПС Л. М. Кагановича. Однако план производства этих машин вплоть до начала Великой Отечественной войны завод выполнить так и не смог из-за более сложной конструкции по сравнению с предыдущими экскаваторами.
В этом же году создан гусеничный экскаватор ППГ-1,5, а в 1937 году — дизельный универсальный гусеничный экскаватор ЛК-0,5.
На Ковровском экскаваторном впервые в Советском Союзе и в мировой практике был создан и поставлен на серийное производство экскаватор ЭО-505 с ковшом емкостью 0,5 м3 с гидравлическим управлением. За его создание и промышленное освоение главному инженеру Н.К. Гречину, главному конструктору А.С. Реброву, главному технологу Б.К. Рогову и заместителю главного технолога А.Н. Никитину присуждена Государственная премия СССР.
В 1970 году впервые в истории страны прошел приемочные испытания и рекомендован в серийное производство гидравлический полно-поворотный экскаватор ЭО-4121. В 1978 году изготовлена первая промышленная партия экскаваторов ЭО-4124 на гусеничном ходу тракторного типа.
Землеройные машины завода выдержали испытания на сооружении каналов Москва-Волга, Беломоро-Балтийского, каналов Средней Азии, на строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, БАМа, газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, ликвидации последствий землетрясения в Армении, Чернобыльской катастрофы.
За 70 лет с конвейера сошло около 90 тысяч экскаваторов. Создано 64 различные марки и модификации машин. Только в 1999 году завод выпустил 14 видов новой техники, в том числе целую гамму машин для лесной отрасли. Это стало возможным благодаря имеющимся на предприятии современной опытно-конструкторской базе и накопленному научно-техническому потенциалу.
В Парке экскаваторостроителей, на постаменте установили памятник экскаватору - тому самому, первому, советскому! Его открыли в 2011 году, спустя 80 лет после выпуска машины. Завода-производителя уже нет, но памятник и парк напоминают об историческом успехе.
Материал взят с сайта: http://astr23.narod.ru/zavod.htm
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: