Автор: GAB
Создан: 02.12.2016
Опубликован: 22.12.2016
(отредактирован: 22.12.2022)
Описание окружающей местности
10 сентября 2016 года, в День города, открылось пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК), созданному на базе Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД, а еще ранее МОЖД). Фактически МЦК это элеrтричка, интегрированная в систему московского метрополитена; часы работы, оплата проезда, интервалы движения — все это объединяет МЦК с метро. На данный моемент на МЦК действует 31 остановочный пункт. Конечно, по всем правилам железной дороги, а перевозки по МЦК осуществляет РЖД, это именно остановочные пункты или платформы. Но по аналогии с метро их обычно называют станциями, слово “станция” так же значится на путевых указателях.
Платформа Лужники открыта вместе с открытием пассажирского движения по МЦК. Название свое она получила по расположенному рядом спорткомплексу “Лужники”. Состоит из двух крытых береговых платформ (это значит, что железнодорожные пути проходят между ними), расположенных по разные стороны от двухэтажного вестибюля. Пройдя под эстакадой Хамовнического Вала, Вы окажетесь перед южным вестибюлем станции метро “Спортивная”.
На улице перед выходом из вестибюля станции Лужники установлена металлическая декоративная конструкция в виде буквы “М”, выполненная из цветных трубок. Арт-объект призван символизировать линии московского метро и само МЦК.
А расположена станция МЦК Лужники на территории пассажирской станции Воробьевы горы Московской окружной железной дороги, построенной в 1903-1908 годах по проекту архитектора и инженера П.И. Рашевского. Находилась (хотя, почему находилась? – фактически она и сейчас находится) станция Воробьевы горы на 34 версте МОЖД, здесь МОЖД наиболее близко подходила в центру Москвы и даже входила в городскую черту. Такой вариант прокладки железной дороги вызван тем, что рядом находятся Воробьевы горы, и строительство “за горами” оказалось бы гораздо дороже.
Непосредственно станция Воробьевы горы построена в 1905-1907 годах по проекту архитектора Александра Никаноровича Померанцева, который отвечал за художественную сторону проекта МОЖД. Здание станции, как и все пассажирские здания МОЖД, каменное, стены снаружи облицованы красным кирпичом, швы расшиты цементным раствором. Выглядит оно весьма красиво. Вообще, можно сказать, что при постройке МОЖД архитекторы выполнили указание Николая II, которое он начертал на проекте: “Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид”. Площадь пассажирской части здания около 137 квадратных саженей, что составляет примерно 624 квадратных метра. Это в среднем в два-три раза больше, чем площадь пассажирских зданий на других станциях. На Воробьевых горах ожидали много пассажиров.
Ввиду местных условий — частые затопления при разливах Москвы-реки и сложный рельеф местности, пути здесь проходят по высокой насыпи. Поэтому вокзал выстроили двухэтажным, соединив в нем пассажирскую часть с квартирами служащих и техническим помещениями. Были здесь пассажирские залы I, II и III классов, багажные помещения, контора начальника станции, телеграф. Здание, как и все здания МОЖД, было снабжено необходимой дубовой мебелью. А вот буфет на МОЖД был только на одной станции, и именно здесь, на станции Воробьевы горы. В этом станция Воробьевы горы уникальна.
Пассажирская платформа, как и на всех пассажирских станциях, устроена была с одной стороны здания, длина ее составляла чуть более 85 метров, ширина 4 метра, в месте наиболее ожидаемого скопления пассажиров платформа расширялась до 6 метров. Покрыта платформа была асфальтом. Из здания вокзала на платформу можно было попасть по металлическому мостику. На перилах мостика были установлены фонари. И мостик, и фонари сохранились до наших дней.
Станция Воробьевы горы обслуживала соединительную ветвь с Брянской железной дорогой (ныне это Киевское направление МЖД), которая начиналась у остановочного пункта Потылиха. Но там насыпь, по которой проходили пути, была еще больше, и делать путевое развитие оказалось нецелесообразно. Товарные поезда приходили на Воробьевы горы. Одно время станция обслуживала завод “Каучук”. Но при строительстве стадиона “Лужники” в 1950-е годы подъездной путь к заводу был разобран, склады завода переведены в другой район города. А при строительстве Третьего транспортного кольца в начале 2000-х годов была ликвидирована и сама станция Воробьевы горы, все пути разобраны, остался только прямой перегон Канатчиков — Кутузово. Здание вокзала в настоящее время занимает транспортная прокуратура.
Причудлива иногда бывает история имен московских улиц и других городских названий. Название свое станция МОЖД Воробьевы горы, которая находится в местности Лужники, получила в честь местности на противоположном берегу Москвы-реки, к концу XIX века ставшего популярным местом загородного отдыха горожан. А находящаяся здесь же станция МЦК Лужники названа в честь стадиона “Лужники”, который в свою очередь получил свое название в честь местности Лужники. Здесь, в Лужниках, протекает ручей Вавилон, правда, с начала XIX века он скрыт в коллектор. Здесь же раньше был Вавилонский сад, принадлежавший Новодевичьему монастырю. По преданию, монастырь первоначально начали строить именно здесь, но из земли забил сильный ключ, ставший истоком ручья, и строительство перенесли. Отсюда и название ручья — Вавилон, как вавилонская башня, строили и не достроили. На рубеже XIX и XX веков планировали обустроить на месте ключа зону отдыха. Но этим планам не суждено было осуществиться, и на месте Вавилонского сада с ключом появилась станция МОЖД.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: