Мыс Вардегородский, или его современное название мыс Вардия, – отправная точка Осударевой дороги. Именно здесь 16 августа 1702 года началась высадка двенадцатитысячного войска Петрова для осуществления беспримерного в истории человечества военного похода по «болотам и мхам» по «новопостроенной першпективе от Нюхчи к Повенцу». Факт самой экспедиции подтверждается историческими документами. Но до сих пор на карту не перенесено точное прохождение маршрута трассы. Известно лишь ее начало, несколько промежуточных точек и ее конец.
Высадке десанта предшествовала постройка в июле 1702 года на мысе Вардегородский «специальную пристань, способную принять «новоманерные» суда». Два фрегата «Святой дух» и «Курьер», построенные в начале лета на северодвинской судоверфи Вавчуга имели размеры 20 метров в длину и 5 метров в ширину, при 2.5 метров высоты. Это были очень большие корабли – для примера у современных автопоездов почти идентичные размеры. И вот здесь начинается главная загадка Осударевой дороги. Был или нет, осуществлен волок этих фрегатов? По народным преданиям и легендам, а также по отрывкам из архивных документов вроде как следует, что, несомненно, был. Однако есть несколько фактов, которые опровергают это.
Вот несколько таких фактов. На этом участке Поморского берега с 16 века существовало Соловецкое Нюхоцкое усолье – солеварный промысел из морской воды. Обычно в таких пунктах строились амбары, колодцы, жилые избы и солеварницы. Пристаней в обычном понятии этого слова у поморов как не существовало, так и не существует до сих пор. Лодки вытаскиваются на берег при помощи цепи и ворота на берегу. Технология очень простая – во время прилива лодка подходит как можно ближе к берегу, с отливом она садится на мель и ее вытаскивают на берег воротом.
Теоретически для более тяжелых судов на дно укладывается гать из бревен, смазанных медвежьим жиром. Как это работает на практике, и работает ли вообще, никто не проверял. Тем более в документах значится именно «пристань». Так может быть пристань была построена именно обычная, и построена не для подъема судна, а для облегчения погрузки/выгрузки войска, пушек и обоза?! Это первая загадка.
Вторая и самая главная – как можно было за восемь дней преодолеть путь в 260 километров, таща за собой два фрегата не по ровному асфальту, а по только что построенной (всего за месяц) новой «першпективе». Фактически по болоту, преодолевая в час по километру. По компетентному мнению современных дорожников, такое не под силу даже в наше время. А вот если к войску не было «прицеплено» два фрегата, то вполне возможно преодолеть такие расстояния, даже таща за собой тяжелое вооружение.
И третье – фрегаты «Святой дух» и «Курьер» нигде под Нотебургом и на Балтике ни в одном документе не упоминаются. Зато есть документальные свидетельства 1708 года, о том, что фрегаты несут вахту у северодвинских устий. Там, где и были построены. Неужели их «перетащили» обратно. Есть еще один документ, который подтверждает волок двух малых судов-буеров этой дорогой, но в 1703 году полком Матвея Бардовика. Так может людская молва соединила эти два события?!
Как бы то ни было. Финиш нашей трофи-экспедиции был запланирован именно в этой точке. Хотя ничего примечательного, для тех, кто ищет что-то значительное, на мысу нет. Стоит лишь современный указатель «о том, что первая государственная дорога начиналась здесь» - уже, кстати, достопримечательность, да креста – тоже современного. Нет никаких намеков на пристань. Ничего. Только бескрайнее Белое море уходящее к горизонту. Для меня и этого достаточно, чтобы превратить это место в достопримечательность.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: