Данный тайник ранее был шагом тайника "Великий Новгород. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Часть 1". Однако, из-за большой протяжённости маршрута и удалённости теперь вынесен отдельно. Разумеется, все игроки, взявшие тайник в старом варианте, могут отметить себе его найденным.
Рождественская церковь была построена за чертой Окольного города Торговой стороны, на Красном (т.е. красивом) поле. Дата закладки и завершения строительства отмечены в новгородских летописях. Это лето 1381 и лето 1382 гг. Церковь возведена взамен более древней, также посвящённой Рождеству Христову. Древняя церковь, в свою очередь, впервые упоминается в летописи под 1226 годом. При этом не указывается ни местоположение храма, ни материал из которого он построен (дерево или камень). Летописи упоминают о церкви Рождества также под 1230 и 1255 годом с связи со строительством скуделен (общих ям) для умерших в голодные годы. Существует и ещё одно, менее достоверное свидетельство раннего существования Рождественского храма - рукописное "Житие семи Алфановых братьев, Сокольницких чудотворцев". В этом произведении Рождественский монастырь упоминается под 1162 годом. О большом значении заложенного в 1381 году храма свидетельствует имя великого князя Дмитрия Ивановича Донского, упомянутого в Синодике (поминальной книге) церкви в качестве её основателя. Помимо Дмитрия Донского Синодика перечисляет ещё и ряд новгородцев. Вероятно, это были бояре и состоятельные граждане, участвовавшие в сооружении и ремонтах храма. Ныне существующая церковь была главным храмом монастыря Рождества на Красном поле, который фигурирует в летописях только с 1386 года: его называют в числе пригородных обителей, сожжённых новгородцами при походе на город Дмитрия Донского (в период "размирья" московского князя с Новгородом). Из многовековой истории церкви и монастыря известно немногое. В основном храм упоминается в летописях в связи с устройством скудельниц для погребения умерших от разных эпидемий. Кроме того, здесь, по-видимому, издревле существовало кладбище для погребения безвестных странников, нищих, умерших насильственной смертью и казнённых. Подобные кладбища называли "убогими домами". В 1647 бедствовавшая после шведского разорения обитель была приписана к Антониеву монастырю (с ним мы познакомимся на последнем шаге), а в 1764 году, как и многие русские монастыри, была упразднена в связи с секуляризацией церковных земель. Церковь Рождества Христова превратилась в приходскую, а затем - в кладбищенскую. В середине XVIII века кладбище Рождественского монастыря стало местом погребения князей Долгоруковых, с которыми в 1739 году расправился фаворит императрицы Анны Иоанновны герцог Бирон. В 1768 году над могилой Долгоруковых была сооружена каменная церковь Николая Чудотворца, разрушенная в середине XX столетия. Древнее кладбище, окружающее Рождественскую церковь, и по сей день остаётся действующим. К югу от входа в храм расположена могила Любови Петровны Рахманиновой (1849-1929 гг.) - матери композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Интерьер церкви отличается скромными размерами и камерностью пространства. Храм очень скупо освещён. Монастырское назначение постройки сказалось не только в равнодушии к украшению фасадов, но и в том, что строители совершенно пренебрегли выверенностью архитектурных форм, которая отличала импозантные городские храмы этого времени. План и фасады церкви отличаются кривизной линий и углов, которые создают впечатление поспешного, небрежного и не очень качественного строительства; подпружные арки образуют в плане ромб, вытянутый по линии юго-запад - северо-восток. Такое же отсутствие элементарной симметрии характерно и для нынешнего кирпичного пола, повторяющего первоначальный: его кладка совершенно произвольно отклоняется в сторону от прямой оси восток-запад. Расписана церковь была не сразу после завершения строительства, а, скорее всего, спустя несколько лет. Часть древних фресок погибла во время пожаров и позднейших перестроек храма. Среди дошедших до нас новгородских росписей XIV века ансамбль фресок Рождественской церкви - самый скромный по размерам. В то же время он сохранился лучше других: утраты росписей здесь столь невелики, что можно восстановить её замысел. Специалисты относят роспись церкви Рождества Христова к так называемой "балканской" художественной традиции, которая проявилась в Новгороде в последние десятилетия XIV века в росписях церквей, а так же в некоторых иконах и рукописях. В это время на Русь от турецкого нашествия бежали многие выходцы из южнославянских земель, поэтому присутствие балканских живописцев в Новгороде вполне вероятно.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: