Арамильская слобода, как поселение, была основана в 1675-1676гг. В месте слияния двух рек – Исети и Арамилки – был поставлен острог.
Наряду с административными и хозяйственными постройками в остроге стояла небольшая деревянная церковь в честь Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца.
В переписной книге Тобольского уезда (1695 г.) записано: «Слобода Арамилская, на правой степной стороне Исети реки построена. Острог рубленой от усть Арамила реки подле Исеть реку мерою в длину сорок четыре сажени. А от Исети реки подле реки Арамиль вверх поперешнику сорок пять сажен. Две башни с проежзими вороты. В остроге для государского богомолия церковь во имя Рождества Христова и в церкви святые иконы, книги и ризы и всякая церковная утварь. Колоколня рубленая. На ней пять колоколов медных».
Первая церковь просуществовала не долго и была сожжена башкирами во время бунта 1709г.
Вместо неё по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна состоялась закладка второй деревянной церкви, также в честь Рождества Христова. Она была освящена 30 сентября 1717 г. по благословению схимонаха Феодора, митрополита Тобольского и Сибирского. Сохранился исторический документ 1747 г., дающий представление об этой церкви. В Христорождественском храме находилось много икон в серебренных и вызолоченных окладах, церковные книги и облачения, различная церковная утварь. Заботы о сохранности имущества были обязанностью церковного старосты, которого выбирали из лучших прихожан. Над крыльцом входа в церковь в особом углублении находился образ Божией Матери «Знамение». Так икона сохранялась от дождя и снега. На деревянной колокольне висело шесть колоколов. Самый большой колокол весил 21 пуд (ок. 344 кг). Во всех же колоколах весу было 44 пуда 30 фунтов (ок. 733 кг).
В XVII-XIX вв. храм являлся местом, где сообща решались многие житейские дела. Старосту храма выбирали всем миром, за его благонадёжность подписывались прихожане.
В 1782 г. Христорождественская церковь сгорела, уцелела только колокольня. К ней в 1783 г. прирубили храм, который был освящён 20 июня того же года по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского. Но эта небольшая церковь не вмещала всех прихожан.
30 апреля 1784 г. был заложен и 20 июня 1790 г. освящён новый однопрестольный деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
30 апреля 1784г. был заложен и 20 июня 1790г. освящён новый однопрестольный деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Грамоты на «обложение» и освящение подписаны епископом Варлаамом. Церковный причт первоначально состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Только в 1812 году к штату был прибавлен ещё один священник с двумя причетниками. Церковь была «снабжена утварию сребреною, чашею и дискосом, двумя Евангелиями…, крестами…, дароносицею сребреною, довольным числом книг, и ризницею, и кадилами… Иконостас столярной, живописи образа посредственной, местные образа в ризах медных позолоченных…» Число колоколов увеличилось до семи (так записано в «Клировой ведомости о Троицкой церкви Арамильской слободы» в 1806г.). К 1809г. была выстроена и выкрашена краской новая колокольня. К 1828г. колоколов стало десять, общим весом 193 пуда 3 фунта, причём самый большой из них весил 103 пуда 13 фунтов (ок. 1694кг).
Деревянная Свято-Троицкая церковь располагалась на возвышении, в месте слияния реки Исеть с рекой Арамилкой. Такое местоположение позволяло хорошо видеть церковь со всех сторон Слободы. Богослужения в деревянной церкви проводились с 1790 по 1838 годы.
У алтаря этой церкви 22 января 1849г. был погребён Пётр Давыдов Блинов (праведный Пётр Арамильский) – благочестивый человек, служивший сторожем в храме в течение двадцати лет.
В 1825 году во время очередного путешествия по России Государь Император Александр I посетил уральские горные заводы. Неизвестный очевидец оставил свои воспоминания о трёхдневном пребывании Императора Александра I в Екатеринбурге. Несколько строк в них посвящены встрече Государя жителями Арамильской слободы.
В 1830 году, по благословению Преосвященного Мелетия, епископа Пермского, был заложен ныне существующий Свято-Троицкий каменный храм. Святитель Мелетий был причислен к лику святых, «в земле Российстей просиявших» 21 февраля 1978 г.
Проект Свято-Троицкого храма Арамили принадлежит известному уральскому архитектору Михаилу Павловичу Малахову (1781-1842).
Епископ Мелетий пишет в письме (5 апреля 1829г.) к пермскому губернатору Тюфяеву: «Екатеринбургское Духовное Правление доношением представило мне, что Арамильской слободы Троицкой церкви прихожане государственные непременные работники и крестьяне желают в означенной слободе, вместо существующей ветхой деревянной, вновь соорудить каменную с двумя приделами церковь. При чем приложив сочиненные Екатеринбургских Горных заводов архитектором Малаховым план, фасад и смету на строение церкви испрашивает на сие разрешение».
Свято-Троицкий храм сохранился до наших дней почти в первозданном виде, за исключением перестроенного входа в храм и разрушенной каменной ограды вокруг него. В настоящее время южный и северный приделы носят названия, противоположные тем, какие были у них первоначально.
После революционных событий 1917г. и принятия 6 января 1918г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в новом советском государстве была начата последовательная антирелигиозная кампания.
29 мая 1922 года в Свято-Троицком храме с.Арамили произошло изъятие церковных ценностей. Всего изъято 43 наименования различных церковных предметов – церковные сосуды, ризы с икон, оправы с Евангелий, напрестольные и наперсные кресты и др. Было изъято 3 пуда 30 фунтов 46 золотников серебра (ок. 61кг 200г серебра).
В 1930-е годы по всей стране началось массовое закрытие церквей. В 1931г. хотели закрыть и Свято-Троицкую церковь с.Арамили, поэтому 1 мая 1931г. во время первомайской демонстрации прихожанами храма была предусмотрена организация защиты церкви в случае её насильственного закрытия. В 1935г. повсеместно был запрещён колокольный звон. В 1937г. (в период массовых политических репрессий) в один день были арестованы все священноцерковнослужители Свято-Троицкого храма: священники Иасон Васильевич Флоров и Владимир Николаевич Макушин, псаломщик Всеволод Кронидович Бабин. После этого 31 января 1938г. на очередном заседании оргкомитета Арамильского райисполкома было принято решение о закрытии Арамильской церкви.
В последующие годы после закрытия храма были сброшены колокола, разрушена колокольня и церковная ограда. Кладбище на восточной и южной сторонах при храмовой территории также подверглось поруганию. Каменные надгробия были раздроблены в щебень, которым устлали дорогу в центре нынешнего города.
Во времена советской власти в здании храма была сначала общеобразовательная школа, потом в нём разместилась торговая контора с магазином. Подвал и интерьеры храма подверглись переделке.
В апреле 1990 года Свердловским облисполкомом было принято решение о передаче здания бывшей Свято-Троицкой церкви в г.Арамиль православному религиозному обществу для восстановления и дальнейшего использования в молитвенных целях. В этом же году образовалась церковная община, которой и передали здание храма. Начались восстановительные работы, которые продолжаются по сей день.
С 1991 года по благословению Владыки Мелхиседека начались регулярные уставные богослужения во временном алтаре в притворе храма.
20 сентября 2001 года был восстановлен и вновь освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы северный придел храма.
В 2006-2008гг. было проведено восстановление колокольни храма в её первозданном виде. 27 мая 2007г. вновь зазвучал колокольный звон.
В 2009 году был восстановлен главный барабан храма.
В 2013 году открыт для богослужения главный придел храма.
В 2014 году установлен иконостас и начаты работы по росписи главного придела храма.
В настоящее время продолжаются работы по реставрации внешнего вида храма, ремонту кровли и восстановлению главного придела. Храм-арамиль.рф