«Авро́ра» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Спущен на воду 11 (24) мая 1900 года. Во время русско-японской войны участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Крейсер принимал участие также в Первой мировой войне. Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к штурму Зимнего дворца, крейсер стал одним из символов Октябрьской революции.
В 1933 году было принято решение о капитальном ремонте легендарного крейсера "Аврора". Начатые в конце года работы должны были длиться до 1937 года, но из-за постройки большого количества новых кораблей их продолжение признали нецелесообразным, и они были прекращены весной 1935-го. На крейсере не были поменяны котлы, своим ходом он двигаться не мог. В связи с этим "Аврору" переклассифицировали в несамоходную учебную базу. До начала Великой Отечественной Войны на крейсере проходили практику курсанты военно-морских училищ. На время кампании "Аврору" на буксире выводили на Восточный Кронштадтский рейд. Зимой базу возвращали к набережной Лейтенанта Шмидта или в Ораниенбаум, где передавали подводникам. К 1941 году "Аврору" планировали исключить из списков флота, но осуществлению этого помешала война.
Великая Отечественная застала Аврору в Ораниенбауме. К этому времени, кроме десяти 130-мм орудий в состав артиллерийского вооружения "Авроры" входили: две универсальные 76,2-мм артустановки длиной в 55 калибров, установленные на полубаке, два зенитных 76,2-мм орудия системы Лендера на среднем мостике, три универсальных 45-мм орудия длиной в 45 калибров, стоявшие на кормовом мостике, и пулемёт системы "М-1". Для боевых операций крейсер был уже не пригоден, но он еще мог послужить родине своими пушками и своими людьми. Командиром базы являлся капитан 3-го ранга И. А. Саков, под начальством которого находилось 260 человек экипажа. Так же в это время на крейсере проходили практику 300 курсантов Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. Все курсанты вместе со своими преподавателями и командирами были списаны с "Авроры" и переведены на сухопутные фронты — под Кингисепп и Нарву. Сам корабль включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта.
По мере приближения гитлеровских войск к Ленинграду, с "Авроры" на фронт уходили краснофлотцы; с крейсера снимали вооружение.
В июле 1941 года с "Авроры" сняли 9 из 10 орудий главного калибра (130 мм) и установили на подступах к Ленинграду, в районе Дудергофа (ныне Можайск). Эти девять орудий протянулись цепочкой на участке в 7-8 км от Вороньей горы до Киевского шоссе, образовав знаменитую "Отдельную артиллерийскую батарею "А" специального назначения Краснознаменного Балтийского флота". Литера "А" означала "Аврора". Каждое орудие батареи "А" обслуживалось боевым расчетом из 15—17 человек. Помимо командиров и расчета командного пункта, на батарее было 152 человека личного состава крейсера "Аврора". В сентябре 1941 года в течение недели батарея вела бой против немецких танков и моторизованных колонн. На пушки с "Авроры" немцы направили десятки самолетов, тяжелую дальнобойную артиллерию, но батарея жила, отстреливалась и продолжала поражать врага. Взять батарею в лоб у врага так и не получилось. Батарею обошли с флангов и окружили. Прекратилось снабжение снарядами, оборвалась связь. Когда у орудия №1 кончились снаряды, орудийный расчет взорвал его. Немцы, ворвавшиеся на позицию, нашли там только шестерых тяжело раненых моряков. Фашисты привязали бойцов к останкам орудия, облили бензином и сожгли их. Моряки орудия №2 взорвали орудие вместе с собой и фашистами, ворвавшимися на позицию. 13 сентября вечером авроровцы взорвали последнее орудие, и только 14 сентября, на девятые сутки боев, фашисты заняли всю территорию, где располагалась батарея "А", но там не осталось ни одного орудия и ни одного живого моряка. Большинство из них пало смертью храбрых, а 26 уцелевших воинов поодиночке ушли на Пулковские высоты и пополнили боевые расчеты Балтийской батареи.
Крейсер же и оставшаяся команда несли вахту в Ораниенбауме. Своей малой артиллерией и зенитными установками крейсер прикрывал акваторию Ораниенбаумского порта от вражеской авиации. В конце сентября крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с креном 3° на правый борт. В конце ноября жизнь на корабле стала невозможной, и экипаж перевели на берег. Вахту несли у единственного боеспособного зенитного орудия и Краснознамённого флага. Начатый ещё осенью демонтаж артиллерии и оборудования теперь проходил в неимоверно трудных условиях под огнём противника. Так, 1 декабря гитлеровская батарея выпустила по "Авроре" 56 снарядов, добившись четырёх попаданий.
Обстрелы "Авроры" прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.
Последнее 130-миллиметровое орудие было снято с крейсера в январе 1942 года и, после ремонта, было установлено на бронепоезде "Балтиец", который в то время действовал на Ораниенбаумском «пятачке». Бронепоезд был сформирован 25 июля 1941 года, после принятого на митинге в Лениград-Балтийском электродепо решения построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод. Название бронепоезду – "Балтиец" - дали сами рабочие. Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами, в том числе 4 крупнокалиберными. Команда бронепоезда была сформирована из добровольцев-железнодорожников электродепо и кадровых артиллеристов. С осени 1941 года бронепоезд "Балтиец" стоял на защите рубежей Ленинграда. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта: с позиции Мяглово-Горы - по Мге; из Угольной гавани - по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой – по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово – в район за Лемболово – Орехово.
В августе 1944 года исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому "Аврору" надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. 20 июля корабль был поднят специалистами ЭПРОНа и с командой из 13 человек под командованием капитана 3-го ранга П. А. Доронина переведён в Ленинград. Зима ушла на очистку корабля от мусора, а 3 мая 1945 года был неожиданно обнаружен увеличивавшийся с каждым часом крен. Неисправность кингстона левого борта среднего котельного отделения привела к тому, что "Аврору" пришлось снова посадить на грунт. Через 20 дней вновь поднятый корабль был на буксире переведён в Кронштадтский док, где он провёл с 14 июля по 6 сентября. 7 сентября крейсер отбуксировали в Ленинград и начали разгрузку помещений и демонтаж оборудования. 23 октября 1945 года "Аврору" предоставили в распоряжение съёмочной группы киностудии имени М. Горького, занимавшейся съёмками фильма "Крейсер "Варяг".
К окончательному месту стоянки на Большую Невку "Аврору" перевели 17 ноября 1948 года.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: