Средневековый башенный комплекс Шоан расположен в живописном Шоанском ущелье неподалеку от реки Армхи. Этот башенный комплекс с первого взгляда напоминает гнездо ласточки, прилипшее к крутой скале. Здесь некогда была одна боевая и 11 жилых башен. Как и во всех башенных комплексах горной Ингушетии, имеется на втором этаже боевой башни сводчатый дверной проем, а на первом этаже — мешки-отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов, а также для содержания пленников. С первого взгляда Шоан напоминает гнездо ласточки, прилипшее к крутой скале. По рассказам старожилов, в Шоане жили мастера-оружейники, девушки славились ткацким мастерством, умением вышивать золотом, серебром, бисером. Учеными историками и археологами отмечены и описаны Шоанский одиночный полуподземный склеп, склеповые могильники, каменно-ящичный могильник. Особенно отличается так называемый «Городок мертвых» («Мохде»). Здесь находится Шоанское святилище Тушоли, поминальные камеры. На восточной стороне Шоан находится два столбообразных святилища. На левом берегу речки, разделяющей Шоан на две части, у входа в Шоанское ущелье, на высоком склоне находится сторожевая башня, она сегодня почти разрушена. Рядом находится кладбище тех далеких времен. Надмогильные камни (чурташ) заросли зеленым мхом. Здесь, говорят, похоронен Эльмарза-Хьажа, признанный в Ингушетии святым.
Как известно до принятия ислама ингуши молились силам природы, просили помощи у единого языческого бога — Дялы. Каждый народ вписывает в свою историю яркие личности. Нередко в процессе времени они обрастают легендами. Последний величественный жрец древней религии ингушей — Элмарз-Хаджи Хаутиев легендами обрасти не успел, так как еще живы люди, соприкасавшиеся с ним и они повествуют о нем как о личности и простой, и сложной, и земной, и загадочно-космической. Элмарз-Хаджи Хаутиев родился в 1766г. в ауле Шоан. Справедливо считалось, что жрец должен быть внешне красивым, с отменным здоровьем, так как он служит посредником между Богом и людьми. Таким и был Элмарз: красивый, высокий плотный мужчина с незаурядным умом. Он тщательно следил за своим внешним видом и здоровьем. Часто повторял: сладкое укрепляет кость, — и ел мед; жирное дает силу, — и умеренно лакомился копченым курдюком годовалого барана, обмакивая его в цу (толокно), или ел баранину, сваренную в молоке. Из напитков считал лучшим студеную родниковую воду. Курил любимую трубку, набитую табаком, подаренным соседями-хевсурами. На протяжении 80 лет Элмарз-Хаджи Хаутиев являлся жрецом Шоанского ущелья горной Ингушетии. В 1873г в возрасте 107 лет Хатуев принял ислам. В 1905г. бывший жрец совершил хадж в Мекку. В 1908 году стосорокадвухлетний Элмарз совершает второе паломничество в Мекку. В Мекке его приглашает погостить у себя шейх Джамалейл. В течении трех месяцев Элмарз и Джамалейл с интересом общаются друг с другом. Элмарз подробно изучает правила ислама. В Мекке Элмарза хорошо подлечили лучшие мекканские лекари. Потом по распоряжению Джамалейла его довезли до моря и посадили на корабль. Элмарз вернулся домой умиротворенным. Всего же этот удивительный человек прожил прожил 157 лет. Перед смертью он завещал землякам: «Берегите горы, не покидайте их. Будут у вас горы, будет и равнина».
Шоанхоевцы чтят память своих предков. Кладбище огорожено, сюда часто приезжают шоанхоевцы. Шоан сегодня безлюден, если не считать С. Гетагазова, поселившегося здесь в 1992 году после известного конфликта. Сегодня шоанхоевцы, как и другие фамилии, живут разбросанно по всей республике, но изредка приезжают сюда старцы - посидеть возле родных башен - руин, вспомнить о былом.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: