Впервые эта местность упоминается в новгородской летописи под 989 годом. Тогда, в ходе крещения Новгорода, старый идол языческого бога Перуна был сброшен в Волхов и поплыл вниз по течению, но вновь пристал за городом к берегу у слияния с рекой Питьба. Однако, некий крестьянин, собиравшийся везти в город на продажу «горнцы» - горшки, столкнул его опять в реку, сказав: «хватит тебе пить кровь человеческую». Так, по преданию, язычество было изгнано с земли русской. Не удивительно, что впоследствии на этом месте возникла церковь Св. Николая чудотворца. Этот святой был в Новгороде весьма почитаем. Впоследствии церковь, очевидно, обветшала. В 1418 году там построили одноименный храм. В писцовой книге 1629 года упомянута «церковь Никола Чудотворец , древяна». С этого времени эта местность в устье Питьбы числилась собственностью новгородский архиерев — главных священнослужителей земли Новгородской служивших в кафедральном Новгородском Софийском соборе и еще со времен Новгородской самостоятельности имевших самые обширные земельные владения во всей Новгородчине. На Питьбе у них были загородные сельские угодья. Прибрежная Никольская церковь была тоже их собственностью, хотя имела приходской, а вовсе не монастырский статус. В 1754 году по указу очередного архиерея митрополита Стефана Калиновского, церковь перестраивается в камне. При этом, кирпич делали местные крестьяне из архиерейских крепостных, на колмовских пригородных кирпичных заводах, которые тоже входили в собственность Софийского архиерейского дома. В 1789 году церковь сгорела. В конце XVIII века в той местности, на архиерейской даче (в ту пору за ней закреплялось название архиерейской мызы), был разбит парк. Мыза окончательно приобрела черты богатой летней загородной дачи Новгородских митрополитов. Особого расцвета мыза возникла на рубеже XIX-XX вв., когда на новгородскую кафедру взошел Арсений. Вообще архиерейское хозяйство в тот период отличается огромным богатством. Так, Арсений имел собственный моторный катер, вещь в ту пору редкую и дорогую, которую, по свидетельству современников, в Новгороде себе не мог тогда позволить никто иной, включая самого губернатора. При Арсении на архиерейской мызе сложился сад с сосновой прибрежной рощей при впадении Питьбы в Волхов. Роща эта сохранилась до сих пор. В центре рощи был возведен существующий ныне каменный храм Св. Никиты, епископа Новгородского. Никита был далеким предшественником Арсиения на Новгородской кафедре, жил он еще в XI в. У него была очень драматическая судьба. Родившись в южной Руси, он с юных лет поступил в главную Киевскую обитель, Киево-Печерскую Лавру и сразу же проявил себя очень способным учеником, но от этого возгордился, перестал слушаться наставников и начальство, стал по-своему толковать Библию, увлекаться ересями. Наставникам всё-же удалось свернуть его с этого пути и сделать из него видного православного деятеля. Впоследствии способного и умного монаха отправят в далекий Новгород, первый город на Руси по значимости после самого Киева, возглавлять тамошнюю епархию. Никита стал очень почитаемым епископом Новгородским. Умер он в начале XII в. и в 1108 году и погребен в Софийском соборе. Храм был выстроен в стиле аля-рус, на манер новгородских храмов XIV в. Его закладка состоялась осенью 1914 года. А уже меньше чем через год, 19 июля 1915 г., на память Св. Серафима Саровского, церковь была освящена самим хозяином архиерейской мызы, архиепископом Арсением. Иконы для неё про заказу архиепископа писали знаменитые в свое время московские иконописцы братья Чириковы. Первоначально к храму была пристроена колокольня с 7 колоколами. Самый большой из их носил имя Св. Никиты. Он весил целых 50 пудов (~ 900 кг). Вскоре началась революция и в 1920-ом году храм закрыли. В 1923-м году в нем устроили клуб. Колокольня была разобрана. Внутренее убранство не сохранилось. Но внешний вид храма снаружи сохранился в первоначальном виде. Ныне в нём опять проводятся службы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: