А леса здесь раньше не было. Так редкие сосенки на голом песке. И шоссейная и железная дороги отлично просматривались с озера. И говорят, так было всегда. То ли ветер с Ладоги, то ли песок такой не плодородный...
А в середине прошлого века все изменилось. Наверное, так перепахали землю две Войны, удобрили её солдатской кровью и железом, что карельские сосны и ели прекрасно себя чувствуют на продуваемом всеми ветрами берегу. Под их могучими корнями потихоньку скрываются многочисленные окопы, воронки, остатки блиндажей. А ведь еще недавно редкий гриб вылезал из мха без осколка или гильзы на шляпке...
Пляжи Омаха, Джуно, Юта в Нормандии знает вся Европа. Что хранит песок пляжа между Видлицей и Тулоксой знают совсем немногие. И даже те, кто приезжает сюда из года в год, только сетуют на невозможность найти ровное место для палатки...
Прошло 22 года. Тот же Маннергейм, та же идея "Великой Финляндии", правда, на этот раз уже до Урала. Та же помощь союзникам, на этот раз Гитлеру. Те же удары на Петрозаводск и прорыв к южному Приладожью. Главная цель финского удара на Лодейное поле - соединение с фашистскими войсками, прорвавшимися к Тихвину и создание второго кольца блокады Ленинграда.
Героическими усилиями Красной армии враг был остановлен и линия фронта стабилизировалась по реке Свирь. Редкие прорывы финнов были ликвидированы (самый глубокий - примерно до района "Ночного ориентирования"). Лодейное поле стало крепостью на долгих 1005 дней. Тихвинский прорыв также ликвидирован. Ленинград выстоял.
21 июня 1944 года Карельские леса вздрогнули от оглушительного орудийного залпа. Это началась Свирско-Петрозаводская наступательная операция. Ёе целью было изгнание финских захватчиков из межозерья Ладоги и Онеги. В ходе операции предстояло форсировать р. Свирь и прорвать сильную оборону Олонецкой группы финских войск.
Одной из составных частей этой операции была Тулоксинская десантная операция. Цель десанта - перерезать в тылу олонецкой группировки финских войск, в междуречье Видлицы и Тулоксы, шоссейную и железную дороги, проходившие вдоль берега Ладожского озера и, удерживая занятый плацдарм до подхода основных сил, нарушить планомерный отход противника.
Для участия в десантной операции привлекались 70-я отдельная морская стрелковая бригада (командир - подполковник А. В. Блак), 78 кораблей и вспомогательных судов, авиация 7-й Воздушной армии и Балтийского флота. Руководство операцией осуществлял командующий Ладожской военной флотилией контр-адмирал В. С. Чероков, силами высадки командовал капитан 1-го ранга Н. И. Мещерский.
Противник предвидел возможность высадки здесь десанта и соответственно оборудовал местность в инженерном отношении. Окопы и траншеи были прикрыты проволочными заграждениями в два-три кола. На выгодных в тактическом отношении участках местности располагались доты, дзоты и артиллерийские батареи. Подходы с озера простреливались пулеметным огнем. Все это десантникам предстояло преодолеть и закрепиться на берегу, захватить плацдарм и удержать его до соединения с войсками, наступавшими с фронта, от Свири и Лодейного Поля.
22 июня 1944 года из Новой Ладоги вышел сводный отряд кораблей. 23 июня, спустя ровно 25 лет с высадки первого Красного морского десанта, с бортов кораблей вновь шагнула в воду морская пехота. После артиллерийской и авиационной подготовки на побережье был высажен десант который захватил плацдарм (до 4 км. по фронту и до 2 км. в глубину) и перерезал шоссейную и железную дороги Олонец - Питкяранта. Плацдарм располагался вдоль берега Ладоги, от озера Линдоя на севере, до железнодорожного переезда и песчаных холмов на юге (где сейчас проходит дюнная гонка).
Противник не смог оказать организованного сопротивления десанту, высадка которого началась в 6 часов утра, однако стал спешно подтягивать пехотные подразделения, артиллерию, минометы. И когда, казалось, сопротивление противника на берегу было подавлено, из глубины огонь открыла артиллерийская батарея. Она могла помешать высадке десанта, поэтому по радио были вызваны штурмовики. Шесть Ил-2 17-го гвардейского штурмового авиаполка во главе с майором Г. А. Андреевым вышли к ней на бреющей высоте и, несмотря на зенитный огонь, дерзкими атаками подавили ее. Этим воспользовались советские десантники и окончательно закрепились на берегу.
Финское командование, понимая, что высадка советского десанта в междуречье Тулоксы и Видлицы и обход второй полосы обороны 99-м стрелковым корпусом создали реальную угрозу окружения основных сил группы "Олонец", начало в ночь на 24 июня отводить свои главные силы с укрепленного рубежа Мегрозеро, Обжа на северный берег реки Видлица. Вся масса отходящих сил врага обрушилась на небольшой плацдарм. Других путей для организованного отхода у финнов не было, за исключением болотных дорог.
Узкая полоска берега непрерывно обстреливалась финнами. Ладожский пляж служил одновременно и портом, и эвакопунктом для раненых, и местом сосредоточения прибывших подкреплений. Небольшой плацдарм простреливался с трех сторон, укрыться было негде. Против одной нашей бригады финны сосредоточили втрое превосходящие силы, несколько артбатарей, бронепоезд. Не прерывались и попытки бомбить плацдарм. Но десант держался.
24 июня, несмотря на жестокий шторм, на плацдарм была высажена 3-я морская стрелковая бригада (командир - инженер-капитан 1-го ранга С. А. Гудимов). Десант 3-й морской бригады, высаженный в районе озера Линдоя, оказался в весьма тяжелом положении: кончились боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Быструю помощь можно было ожидать только с воздуха. Несмотря на тяжелые погодные условия и малые размеры плацдарма десантники получили помощь с воздуха. Звено легких бомбардировщиков Р-5 сбросили боеприпасы точно на пляж.
К вечеру 24 июня противник оказался вынужденным перейти к обороне, а на исходе следующего дня начать отход. Действенную помощь десантникам оказывали летчики-штурмовики.
Штурмовики Ил-2 839-го штурмового авиаполка произвели более 80-ти боевых вылетов, поддерживая десант. Несмотря на плохую погоду, сложные условия боя (войска постоянно меняли свои позиции) штурмовики успешно подавляли огневые точки и артбатареи финнов. После атаки Илов на финский бронепоезд, обстреливающий плацдарм, он был захвачен десантниками. Экипаж бронепоезда не выдержал бомбежки и разбежался.
В течение четырех дней, при поддержке корабельной артиллерии и авиации, советские десантники отразили все контратаки противника и, удерживая дороги, ведущие на станцию Питкяранта, вынудили отступавшие вражеские войска отходить по проселочным дорогам. Финны, под угрозой окружения не смогли организовать сопротивление на участке от Свири до Олонца, поспешно отходили, бросая огромное количество тяжелого вооружения.
27 июня десант соединился с преследовавшими противника частями 7-й армии и участвовал в освобождении Видлицы и наступлении на Питкяранту.
За успешное проведение Тулоксинской десантной операции Ладожская военная флотилия и обе морские стрелковые бригады награждены орденами Красного Знамени, многие воины удостоены правительственных наград.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: