430-летняя биография Архангельска – срок немалый. Это поколения людей, событий, даты, памятники истории и культуры. Художественный облик города складывался не только из разнообразия улиц и площадей, уникальных сооружений. В формировании его неповторимого облика существенная роль принадлежит также скульптурным памятникам и монументам, которые сами по себе украшают город и вместе с тем как бы являются его своеобразной памятью, «вырубленной в камне».По памятникам этим, щедро рассеянным на улицах и площадях, читаем мы страницы долгой и славной истории столицы Поморья, её боевой и трудовой славы, с благодарностью вспоминаем жизнь и деяния великих людей Севера. Скульпторы и архитекторы обогатили Архангельск высокохудожественными памятниками. В городе установлено более пятидесяти больших и малых памятников.
Проспект Чумбарова-Лучинского (в народе - Чумбаровка) – отреставрированная самая древняя улица в центре Архангельска. Расположена она параллельно Троицкому проспекту, тянется от ул. Выучейского до ул. Свободы. Проспект – приятное место для прогулок как горожан, так и гостей города. Несколько лет назад городское власти решили свозить сюда постройки деревянного Архангельска, в результате чего здесь находится уникальное собрание деревянных строений старого Архангельска. Но наш тайник посвящен не деревянному зодчеству, а симпатичным памятникам поморских сказочников, автором которых является скульптор Сергей Сюхин. Эти небольшие скульптуры добавляют еще один штрих к неповторимому облику «Чумбаровки».
Степан Григорьевич Писахов
Жил-был в Архангельске старичок с добродушным лицом и громадными вислыми усами – этакая местная достопримечательность, знакомая и взрослым, и детям, и уличным собакам, и даже чайкам. От его облика веяло чем-то стародавним и сказочным. Он и был настоящим сказочником, только сказки его лучше не читать, а слушать, чтобы почувствовать самобытность окающего поморского говора. Да ведь и вы их не только слушали, но и смотрели – вспомните мультфильмы «Не любо – не слушай», «Смех и горе у Бела Моря». А еще был он талантливым художником, умевшим передать в пейзаже очарование неброской северной природы.
Необычные сказки Писахова сейчас известны многим, он – символ и гордость Архангельска, в котором он прожил всю жизнь. Родился Степан в 1879 году, это очень давно, но умер он в 1960 году, это уже наше время, начало космической эры. Его отец был золотых и серебряных дел мастером, держал магазин, был состоятельным человеком, хотел, чтобы сын продолжил его дело, но Степана с детства тянул другой мир, и он сбежал из дому. Работал, где мог, несколько лет он учился в Петербурге в художественном училище. Когда в 1905 году Степана из училища исключили за выступление против царизма без права дальнейшего обучения в России, он отправился странствовать. Средств к существованию у него не было, пока учился, отец немного помогал, а теперь нужно было самому исхитряться. Степан устраивался работать на корабли, зарабатывал этим и перебирался так с места на место. Побывал на севере, на Новой Земле, а затем и в теплых южных странах Ближнего Востока, в Европе, учился в Париже. Вернувшись в Россию, понял, что лучше Севера нет ничего на свете, и больше уже никогда север не покидал. Писахов прожил одинокую жизнь, полную лишений и безденежья. Две его картины висели в кабинете Михаила Калинина, но на жизнь художник зарабатывал, преподавая рисование в школе.
Сказки изредка печатали в журналах и в издательствах Архангельска, их даже исполняли со сцены, впрочем, часто не указывая автора, как бы от себя. Степан Писахов был уже в преклонном возрасте, когда в одном центральном издательстве вышло наиболее полное собрание его произведений. Это было в 1957 году, пришло всесоюзное признание. Писахов был счастлив, он раздаривал людям свои книги с длинными дарственными надписями, выступал перед школьниками, но внешне остался все таким же, косматым дедом в длинном черном пальто и старомодной шляпе. Жил он замкнуто и одиноко, его все знали, но Писахов был необщителен, однако с теми, кого хорошо знал, он был открытым, бескорыстным и щедрым. По улице всегда ходил с палкой, ей, бывало, гонял надоедливых ребятишек, встречая беременных женщин, всегда плевался и переходил на другую сторону. Возможно это потому, что его мать была родом из староверов Пинежского края, а там царили очень своеобразные, строгие нравы. Дед Степана Леонтий, отец его матери, тоже был сказочником, была такая должность в старину на промысле, и за это ему полагалось даже два пая, один за промысел, другой – за сказки. Радио тогда не было, книг с собой не брали, вот сказочник и выдумывал сказку за сказкой. Сам Степан деда не видел, но видно по наследству перешло ему чувство слова, стал выдумщиком. Вот такой необычный человек жил в Архангельске, Степан Григорьевич Писахов, северный сказочник и художник.
Борис Викторович Шергин
Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля ст.с.) 1893 года. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.
С детства постигал он нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился Борис Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии (1903—1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).
В 1922 г. окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией.
Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью. Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) — «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры.
Своеобразие фольклоризма Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах писателя — обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения.
Самым большим счастьем Борис Шергин считал то, что его детство и юность прошли в «Двинской стране». Сегодня, читая оставленные нам в наследство книги писателя, мы можем с полным правом сказать, что Архангельску посчастливилось быть воспетым с такой силой любви, которая выпадает на долю далеко не каждого города. Борис Шергин любил землю, на которой суждено ему было родиться, и любовь эту пронёс он через всю жизнь. Об этом говорят его книги и благодарная людская память. Большую часть жизни провел он в Москве, но, пожалуй, никто не рассказал об Архангельске так выразительно и тепло, как Борис Шергин, не случайно его называли Певцом Русского Севера. Неповторимость творчества Бориса Шергина в том, что он сумел органично соединить в своих произведениях литературу и фольклор. И мультфильмы по сказкам Б.Шергина «Ваня Датской», «Волшебное кольцо» и «Пронька Грезной» доставляют удовольствие не только детям, но и взрослым неповторимым, чистым и образным языком
Более подробно познакомиться с биографией сказочников можно здесь:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: