Белорецкая узкоколейка (узкоколейная железная дорога) протянулась по самым глухим и труднодоступным местам гор Южного Урала в самом начале 20 века. Строительство комплекса узкоколейных путей можно разделить на два этапа. 1909 – 1912 годы и 1917 – 1930. На первом этапе стальная нитка соединила Белорецк и Тирлян с Транссибом. Реализация второго этапа позволила соединить Белорецкий и Тирлянский заводы с месторождением по добыче железной руды в поселке Тукан, в полусотне километров западнее Белорецка. Причем, в 1912 году существовал и другой, альтернативный вариант развития дороги (этому факту посвящен тайник от Максимки «Абзаковская узкоколейка» [TR/13689]) . Если бы он был осуществлен, то второго по величине города в Челябинской области – легендарного Магнитогорска, сегодня просто бы не было.
Существование БУЖД наложило глубочайший отпечаток на образ жизни местного населения, позволило превратить Белоречье в уникальный, неповторимый уголок не только России, но и всего мира. Она не просто связала между собой несколько географических точек на карте, а соединила воедино в некий симбиоз историческое наследие первых русских горнопромышленников, ландшафты Седого Урала, мироощущение и традиции горнозаводского люда. Как никакой другой элемент индустриального ландшафта узкоколейка органично вписывалась в пейзаж Белоречья, и теперь, без неё, этот край частично лишился изрядной доли своей индивидуальности и колоритности.
В настоящий момент от трехсот с лишним километров дороги не осталось ничего. В деревнях, некогда бывших станциями, выросло несколько поколений людей, не представлявших себе жизни без узкоколейки. В условиях полного и до сих пор сохранившегося бездорожья, маленькие поезда Белорецкой узкоколейной железной дороги были единственным средством сообщения с районным центром – Белорецком и находящимся намного севернее Транссибом. На протяжении почти девяноста лет ни у кого не могло возникнуть и мысли о разрушении дороги. Но история повернулась иначе.
В ходе строительства дороги талантливыми русскими инженерами было решено несколько непростых технических задач: несмотря на то, что при прокладке узкоколейного пути, строители предпочитали обходить сложные препятствия, прямо в поселке Тирлян возникла необходимость прорубить выемку в скале на берегу Тирлянского пруда. Иначе дорога должна была совершить уж очень длинный крюк. Возможно сказалось и тщеславие владельцев торгового дома «Вогау и К», ведь Тирлян посещали делегации влиятельных в Российской империи купцов и иностранные представители от сталеплавильного дела. Как бы там ни было, но в северной оконечности поселка Тирлян до сих пор существует и еще долго будет существовать прорубленная в массиве скалы выемка под узкоколейный путь.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: