Обрывистая Иосафатова долина удивительно символическое место. Здесь одновременно уживались представители трёх основных мировых религий. На входе в ущелье и сегодня действует пещерный православный Успенский монастырь; замыкает ущелье на неприступной скале средневековый город караимов. А между ними, в тиши старого леса – руины монастыря дервишей. Дервиши - члены суфийского ордена. Давая обет бедности и воздержания, они обычно жили в братствах, которые располагались в особых местах, называвшихся, как правило, такийа (текие) или ханака под началом шейха — блюстителя порядка и устава общины. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращались для совместных постов и молитв. Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был всё отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи. Сходство с монахами у дервишей только внешнее, поскольку последние могли жениться, имели собственные дома. Буквально «дервиш» означает – «тот, кто стремится в двери» - дверь между плотской и духовной жизнью, между скоротечным и вечным. Этот термин был распространен для обозначения нищенствующего аскета, невозмутимого, равнодушного к материальным благам. Они предлагали путь поиска познания Бога, чтобы достичь единства через любовь. В дополнение к этому духовному аспекту, суфизм принёс богатую культуру в мировую музыку и поэзию. Суфизм как духовное движение, возникло в Персии ещё до христианской эры, впоследствии было интегрировано в ислам и охватывает на сегодняшний день около 50 миллионов человек по всему миру. Суфийские традиции это не религия или культ. Это философия жизни и её цель заключается в предоставлении человеку пути, практического способа, который позволяет достичь более высокой степени сознания и через это состояние повышенной осознанности, понять свои отношения с Богом. По преданиям, текие в Бахчисарае построил хан Менгли-Гирей на том месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Гази Мансур, Ших Халим и Ших Рамаза. В далекие уголки мира занесла судьба первых последователей пророка Мухаммеда, которые, неся высшее знание, были призваны на службу ислама. Крымский полуостров стал новой родиной для двоих из них – Гази Мансура и Малик Аштера, которые в середине VII века в узком ущелье Марьям-Дере основали обитель странствующих монахов магометанской веры (текие). В скором времени принял мученическую смерть от ран первый из них — отважный Малик Аштер, найдя вечный покой в долине между высоких скал; за ним последовал к Аллаху и его ближайший сподвижник, павший в бою при обороне Чуфут-Кале храбрый Гази Мансур. Долгие годы их могилы были преданы забвению. Вплоть до начала XV века. В 1434 году из Бухары прибыли на полуостров два шейха — Рамазан и Халил. Они обнаружили здесь захоронения своих предшественников, заложили на этом месте текие, но вскоре сами погибли в бою. Именно так, согласно преданиям, был основан мусульманский монастырь суфийского братства хальвети у подножья Чуфут-Кале, который в скором времени приобрел широкую известность. Паломники тысячами стали стекаться на поклон к священному месту для совершения религиозных обрядов, чему также немало поспособствовало благоволение к святыне крымских ханов рода Гераев (Менгли) и Шахинов. Около 500 лет мусульманская святыня была одной из самых почитаемых в Крыму. Ежедневно здесь совершались религиозные обряды сотнями последователей пророка Мухаммеда. Храм представлял собой прямоугольное строение под четырёхскатной крышей, с двумя выступающими резными террасами над входами. Внутри текие дервишей Газы Мансур в окружении резных стен деревянной ограды покоились надгробия трёх её основателей, а остальное пространство было отведено для проведения религиозных обрядов мусульманских монахов и верующих. Среди мусульман Крыма особенно сильна вера в целительную силу святой воды – аясма. Поэтому особое место в текие занимал колодец Газы-Мансур. Посетивший текие, из колодца черпал воду, испив её, совершал омовение перед молитвой в мечети. На ветке дерева оставлял лоскуток от своей одежды, прося Святого Азиза ходатайствовать перед Всевышним, чтобы он избавил его от недуга или порока. Воду набирали в емкости и увозили домой, чтобы напоить ближних. Вода в колодце текие имела свои особые свойства исцеления. Но пришли страшные 30-е годы прошлого столетия, годы борьбы с инакомыслием. Обитель была закрыта и практически уничтожена, колодец осквернён и засыпан камнями. Сегодня от святыни остались лишь отмостка пола и несколько надгробных плит кладбища, искусно выточенных из известняка. Лишь несколько лет назад колодец Газы-Мансур очистили, достав с шестнадцатиметровой глубины все валуны. По материалам: http://zabytki.in.ua/ru/977/tekie-dervishei-gazy-mansur http://aquatek-filips.livejournal.com/314204.html
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: