Знаменитая Казанская церковь в городе Устюжна эффектно замыкает главную Железопольскую улицу. Еще в 17 веке, до появления церкви, на ее современном месте произрастал сосновый лес. Согласно легенде, некий юродивый Афоня увидел в лесу Казанскую икону Богоматери, по причине чего здесь в 1647 и была выстроена деревянная церковь Явления Казанской Богоматери с приделом Великомученицы Екатерины. Церковь настигал пожар в 1659 году – ее поразила молния. Через некоторое время на средства посадского Михаила Семенова был построен новый, сделанный их дерева, храм.
Что касается возведения каменного храма, то в придании это событие связывается с именитой фамилией семьи Строгановых. Предание гласит, что в самом конце царствования Алексея Михайловича один из Строгановых тяжело заболел и, находясь при смерти, решил обратиться с просьбой к новоявленной иконе Божьей Матери Казанской, после чего получил исцеление. По случаю чудесного выздоровления гость дал обещание возвести новый каменный собор в честь чудотворной иконы и сдержал его. Ранее выстроенную деревянную церковь продали на посад в Васильевский и Троицкий приход.
Архитектурный облик Казанской церкви отчетливо выделяется на фоне остальных устюжских церквей, датирующихся 17-18 веками. Прямо над одноэтажными высокими приделами, выполняя роль стилобата, возвышается стройный и величавый объем главного бесстолпного храма. В декорном оформлении фасадов применен ордер, а их завершение сделано в виде разорванных лучами фронтонов, что придает всей постройке барочный вид. С другой стороны, храм имеет традиционное пятиглавие, которое утверждено на двухъярусных граненых барабанах, что отчетливо выдает руку зодчего мастера, обученного в рамках русской архитектурной школы, хотя и точно изучавшего все образцы стиля барокко Западной Европы. Стены храма покрашены в темно-коричневую краску, имитирующую кирпич. На них эффектно и отчетливо выделаются сделанные из камня белые колонны, а также оконные наличники, витые колонки и волюты. Стоит отметить, что особенности конструкции, а также архитектурного декора Казанской церкви очень близки многим строгановским храмам 17 века, например, собору Введенского монастыря, расположенному в Сольвычегодске и церкви Смоленской Богоматери в Гордеевке.
Примерно в середине 18 века главный храм и паперть Казанской церкви были красиво украшены фресками. На стенах храма до наших дней сохранились надписи, которые повествуют о том, что выполнение росписи состоялось в 1756-1757 годах на денежные средства помещика Козлянинова Василия Федоровича группой иконописцев из города Ярославля в количестве двенадцати человек под руководством Ивана и Афанасия Андреевых-Шустовых. Фрески подлежали реставрации в 1899 году художниками Кобыличным А.И., Китаевым В.П., Чуприненко С.Ф. на безвозмездную помощь главного старосты Казанской церкви и городского головы Н.И. Поздеева.
Стеновые росписи разделены на пять регистров, верхний из которых находится в основании сомкнутого свода. Верхние регистры, в количестве трех, полностью посвящены только христологической теме. Верхний ярус отводится под сцены страстного цикла, который завершается на западной стене композицией «Уверения Фомы». Два последующих регистра повествуют о земной жизни Иисуса Христа, а также о его проповедческой деятельности.
При входе в Казанскую церковь можно увидеть, что на откосах дверного проема нарисованы две фигуры мужчин, которые по своему характеру написания отчетливо выделяются среди героев традиционно-православной иконографии. Безусый юноша представлен на северном откосе портала. Он имеет печальный вид и представлен в подпоясанной зеленой рубахе и плаще; руки юноши прижаты к груди, а сам он склоняет голову и устремляется к основному храмовому престолу – эта картина написана очень ярко и отчетливо.
Все многочисленные фрески Казанской церкви в городе Устюжна имеют прямое отношение к числу наиболее ценнейших и главнейших памятников религиозно-художественной культуры всего Русского Севера. Казанская церковь – одна из самых выразительных памятников культуры Вологодского края.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: