Кти́тор — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.
Этим тайником мы хотим рассказать об одной интересной исторической личности - Фёдоре Сыркове. И о том следе в истории, который он оставил. Семейство московских гостей Сырковых появилось в Великом Новгороде в конце XV века (гости – название крупных купцов до введения гильдий, отсюда – «Гостиный двор»). После присоединения города к Московскому государству Иван III выселил из него многих «лучших людей», а их владения передал московским купцам и служилым людям. Так попал в Новгород и Иван Сырков, основатель знаменитой династии. У Ивана были сыновья Афанасий и Дмитрий и внуки Фёдор и Алексей (сыновья Дмитрия). Сырковы были самыми богатыми людьми Новгорода. Практически все новгородские договоры с Ганзой, Ливонией и Швецией в конце XV – первой половине XVI века подписывают вместе с наместниками известные московские гости Сырковы, Саларевы, Ямские и другие. Все они упоминаются в должности старост, стоявших во главе новгородской торговли. Власти привлекали зажиточных купцов к государственной службе. Фёдор Сырков в 1548-1556 годах был государевым дьяком. Эта должность в Новгороде появляется в середине 1540-х годов. В отличие от наместников и воевод, менявшихся очень часто и порой не успевавших вникнуть в существо дела, дьяки часто являлись единственными представителями центральной власти. Они самостоятельно решали сложные вопросы управления и суда, ведали денежно-хозяйственными вопросами. Чаще всего их было двое или трое. Авторитет дьяков в государственных делах был высок. Нередко указы из Москвы адресовались на конкретное имя. Фёдору Сыркову от имени Ивана Грозного адресовано около 70 из сохранившихся грамот по судным и поместным делам. Купцов привлекали и к дипломатической службе. Фёдор Дмитриевич был направлен послом великого князя в Ревель (ныне Таллин), где участвовал в крупных переговорах, предшествующих Ливонской войне. Перед отъездом Сырков дал обет о строительстве в Новгороде монастыря, если вернется невредимым. Ревельский магистрат встретил посла враждебно. Торжественного приема оказано не было. На людей, сопровождавших его, напали и избили их. Однако Сырков подчеркивает, что прислан для мира. Он заявляет, что послан сюда, в Ревель, на переговоры, «дабы между нашим государем и великим князем и вашим магистром до окончания срока перемирной грамоты не происходили раздоры и кровопролития». Он держится в Ревеле с достоинством. Когда к послу прислали людей с бранью, отнесся к ним с презрением. Трудная миссия Сыркова была успешно завершена. В 1540-х годах в Новгороде начинает распространяться культ почитания Владимирской иконы Божьей Матери, пришедший на смену образу Знамения Богородицы. Проводником этого культа выступил Фёдор Сырков. Фёдор Дмитриевич попросил у Ивана Грозного разрешение на возведение монастыря во исполнение обета и снятие копии с московской чудотворной Владимирской иконы. Царь разрешил. В 1548-1554 годах недалеко от города, на левом берегу речки Стипенки, возводится монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери (Сырко́в монастырь). Фёдор Дмитриевич был ктитором основанной им обители. Чудотворный образ Богоматери, находившийся в монастыре, носил имя Сыркова. Фёдор Сырков был очень близок к владычному престолу. Более двух десятилетий под его непосредственным надзором находилось храмовое зодчество на Новгородской земле. Всего Фёдор Дмитриевич возвел 12 церквей и монастырей, продолжая традиции своего семейства храмостроителей. Этот род превзошел в масштабности своей деятельности самые аристократические и богатые фамилии Московского государства. Его представители проявили себя как умелые и опытные подрядчики, занимавшиеся ремонтом храмов и монастырей и возведением новых. Следует упомянуть о таких храмах как: Успенский собор в Тихвине (см. тайник) Церковь Прокопия и церковь Жен-Мироносиц на Ярославовом дворище в Новгороде (см. тайник) трапезный храм Живоначальной Троицы в Колмовом монастыре (см. тайник). Однако, скоро наступил и закат рода Сырковых. Во время разгрома опричным войском Новгорода Иван Грозный целенаправленно уничтожил местную знать и приказных. Не избежал сей участи и Фёдор Дмитриевич. Его пытали холодными водами Волхова, а затем заживо сварили в котле. Всё имущество знатного семейства было отписано на царя. Но, впоследствии возвращено и пошло на устроение Сыркова монастыря, в котором и был погребён Фёдор Сырков.
Тайник заложен на территории бывшего Сыркова монастыря. Ныне от монастыря остались только два обезглавленных храма – Владимирский собор (собор Сретения иконы Божией Матери Владимирская) и трапезная с церковью Вознесения (в настоящий момент — поселковая библиотека). Монастырский собор Владимирской богоматери был выстроен в 1554 году. Необычное для новгородского зодчества пятиглавие и особенно характер декора фасадов придают архитектурному облику собора откровенно московский характер. Трапезная церковь Вознесения, выстроенная в 1690 году, в архитектурном отношении маловыразительна. В 1570 году монастырь пострадал при расправе Ивана IV над Новгородом, в Смутное время монастырь неоднократно подвергался разорению от поляков, шведов и литовцев. До 1694 года Сырков монастырь находился в зависимости от Николо-Вяжищского монастыря (см. тайник). В 1712 году монастырь из мужского был преобразован в женский, под именем «Новодевичьего». Собор значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Примыкавшая к нему колокольня была разрушена не ранее 1950-х гг.
Монастырь известен прожившей в нём 20 лет в затворе Верой Молчальницей, появившейся впервые в 1834 году в окрестностях Тихвина и отождествляемой некоторыми исследователями с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I. Захоронена она была у южной стены Владимирского собора на монастырском кладбище, которое до нашего времени не сохранилось. Однако, при его разрушении кто-то сумел сохранить надгробие. И созданный ныне кенотаф привлекает многих паломников.
На сегодняшний день Владимирский собор, разрушенный после войны, находится в законсервированном состоянии. Однако, местные жители имеют доступ в храм, о чём свидетельствует соответствующее объявление с номером телефона на воротах. При желании можно созвониться со смотрительницей, которая откроет собор, расскажет о истории монастыря и покажет мироточащие иконы.
P.S. По неофициальным данным, церковь начала работу по канонизации Веры Молчальницы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: